Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

Саратов. Х Боголюбовские чтения

Две бронзовые плакетки итальянских мастеров XVI века
из собрания Радищевского музея.


В 1887 году в Радищевский музей из Императорского Эрмитажа была передана часть коллекции бывшего Голицынского музея. Среди этих работ были два небольших бронзовых барельефа, записанных как «Жертвоприношение» и «Флора и Церера», оба – работы венецианских мастеров XVI века.
Подобные миниатюрные бронзовые барельефы XV–XVI веков называемые плакетками, принадлежат к наиболее редким и прекрасным явлениям искусства Ренессанса. Они использовались для украшения переплетов книг, чернильных приборов, домашней утвари, прикреплялись к вооружению и доспехам. Изображались на плакетках самые различные сюжеты: аллегорические, мифологические, исторические, библейские. И, благодаря своему назначению плакетки активно и весьма успешно популяризировали основные идеи искусства Ренессанса и, тем самым способствовали формированию нового мировоззрения.
Однако при всей исключительности для музейной коллекции ранее эти работы не привлекали внимания исследователей и не публиковались. Между тем, обращение к каталогам коллекций бронзовой пластики XV–XVII веков показало, что экземпляры плакеток находятся в собраниях многих зарубежных музеев, в том числе: Британского музея и Музея Виктории и Альберта (Лондон), Национального музея Барджелло (Флоренция); Музея Коррер (Венеция); Собрания скульптуры Государственных музеев Берлина; Художественно-исторического музея (Вена); Национальной Галереи (Вашингтон) и мн. др. В каталогах вышеназванных музеев экземпляры Радищевского музея не известные исследователям, не упоминаются. Таким образом, целью настоящей работы является введение этих плакеток в научный оборот.
Первая плакетка в инвентаре Голицынского музея, а затем и в Радищеском музее была записана под названием «Жертвоприношение». В каталогах бронзовой пластики эпохи Возрождения она дается под названием «Триумф Героя», или «Аллегория Славы», что безусловно, более точно отражает смысл изображеного события (ил. 1).
Композиционное построение сцены и гармоничная связь всех трех частей, составляющих ее, говорят о том, что автор плакетки был очень талантливым художником, а выбор персонажей и характер их изображения – что он также был прекрасно знаком с памятниками античности. Практически каждой фигуре и, в некоторых случаях, сценам мы можем найти достаточно близкие аналоги в античном искусстве. Например, фигура Главного Героя восходит к типу античной статуи «Антиной Бельведерский»: повторяются постановка и изгиб туловища, наклон головы, положение слегка отставленной вправо левой ноги.
Центральная группа – Слава и Главный герой, повторяет в общих чертах пару Дионис и Ариадна, изображенную на кратере Боргезе и очень близко – пару Амур и Парис с барельефа «Парис и Елена».
Очень интересно изображена одна из девушек из свиты Аллегории Славы. По характеру одежды, прическе, шлему на голове и лавровой ветви в руках, она вызывает в памяти статуи и изображения Минервы. Однако жест рук – правая на уровне груди, левая опущена вниз на середине бедра, – традиционное положение рук Венеры. То есть мастер составлял рисунок плакетки как мозаику, выбирая из множества памятников наиболее понравившиеся ему элементы, как кажется, не особенно задумываясь об их значении.
Столь прямое и непосредственное использование мастерами-плакетистами в своих работах античных памятников было для XV и первой половины XVI веков правилом, а не исключением. Но создание плакеток не было простым, механическим копированием античных оригиналов. Изучение этих памятников и использование их при составлении композиции плакеток «лишь подтолкнули плакетистов к созданию собственного языка, научив их свободному владению образами античности».
Плакетка «Триумф героя» привлекла внимание уже первых исследователей бронзовой пластики эпохи Возрождения. В конце XIX века Э. Молинье в качестве ее автора предложил имя известного итальянского скульптора Андреа Бриоско, прозванного Риччо (ок. 1470/1475–1532). Этот мастер пользовался у современников славой одного из наиболее искусных скульпторов, ювелиров, чеканщиков своего времени. В XX веке исследователи Итальянского Возрождения единодушно признали Риччо одним из величайших мастеров-плакетистов, наряду с Донателло и Бертольдо.
Версия Молинье была принята современной ему критикой и долгие годы не подвергалась сомнению.
Однако в 1930-х годах С. Риччи обратил внимание на несвойственную работам Риччо «некоторую скованность фигур». Всвязи с чем, Более вероятным автором этой «чудной и очаровательной» плакетки ему представляется не сам Риччо, а один из его учеников.
С этим согласился и Дж. Поуп-Хеннеси, один из наиболее признанных авторитетов в области итальянской скульптуры. Он, в свою очередь, указал на то, что по сравнению с бесспорными работами Риччо в рисунке плакетки «Триумф Героя» очень нечетко показаны интервалы между отдельными сценами и само пространство в целом. По его мнению, сходство с работами знаменитого падуанского мастера в данном случае более иконографическое.
Тем не менее, версия об авторстве в создании плакетки «Триумф Героя» самого Риччо по-прежнему сохраняет сторонников.
На наш взгляд более убедительной и логичной представляется точка зрения С. Риччи и Дж. Поуп-Хеннеси. И автора плакетки «Триумф Героя» следует искать среди ближайшего окружения Риччо: его учеников, или мастеров, испытавших заметное влияние падуанского скульптора.