Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

«Гольфстрим античности»: жизнь классических образов в культуре от древности до наших дней. Конференция. РАХ, АИС. 29-30 сентября.


НИИ теории и истории изобразительных искусств
Российской академии художеств
Отделение искусствознания и художественной критики Российской академии художеств
Общероссийская общественная организация
«Ассоциация искусствоведов»

ПРОГРАММА

Общероссийской научной конференции

«Гольфстрим античности»:
жизнь классических образов в культуре от древности до наших дней.

29–30 сентября 2025 года

 

Адреса: Российская академия художеств: Пречистенка, 21, Белый зал

Ассоциация искусствоведов: Сивцев Вражек, 43, офис 417

Регламент докладов – 15 минут

Трансляция будет вестись только на второй день конференции.

Для присутствия оффлайн в Ассоциации искусствоведов и чтобы получить ссылку на конференцию в Zoom для участия онлайн – напишите на нашу почту Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript. или почту конференции Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.. Вход в здание Академии художеств осуществляется без списка.

В рамках конференции пройдет презентация книги

Л.И. Таруашвили «Бертель Торвальдсен и проблемы классицизма» (БуксМАрт, 2024)


29 сентября

Российская академия художеств, Белый зал

Регистрация участников 10.30–10.55 

Секция 1. Художественная культура от древности до наших дней

11.00–14.00 

Модератор секции – Ревзина Юлия Евгеньевна 

Приветственные слова
представителей Президиума Российской академии художеств и Правления Ассоциации искусствоведов

Швидковский Дмитрий Олегович, академик РАХ и РААСН

Великая утопия советской неоклассики середины 1930-1950-х годов

Ревзина Юлия Евгеньевна, Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств РАХ, Московский архитектурный институт (Государственная академия)

Тяжесть мира и оловянный солдатик. Вопросы классической тектоники в творчестве Л.И. Таруашвили 

Кифишина Оксана Анатольевна, Российский государственный гуманитарный университет

Мотив «цветок в наиске» в апулийской вазописи

Пивень Марина Георгиевна, Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств РАХ, член Ассоциации искусствоведов

Иконография движения: тектонические аспекты визуализации героического мифа в античном и ренессансном искусстве

Ефимова Елена Анатольевна, МГУ имени М.В. Ломоносова, член Ассоциации искусствоведов

Рисунки деталей ордеров в XVI в. - дополнение к Витрувию, коллекция редкостей или альтернативная теория? 

Сим Надежда Михайловна, член Ассоциации искусствоведов, Издательство «Прогресс ― Традиция»

Стогова Галина Николаевна, МГУ имени М.В Ломоносова, Всероссийская академия внешней торговли

Диего де Сагредо «Измерения римлян». Первое в Испании практическое пособие по классической архитектуре 

Соколова Мария Васильевна, МГУ имени М.В. Ломоносова

Загородные дома Джона Нэша: трансформация классической традиции под воздействием эстетики живописного

Агратина Елена Евгеньевна, Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств РАХ, член Ассоциации искусствоведов

Античные памятники Тиволи в творчестве
К.-Ж. Верне (1714–1789). Натура и интерпретация

Перерыв с 14:00 до 15:00

Презентация книги
Леонида Таруашвили
«Бертель Торвальдсен
и проблемы классицизма»
БуксМАрт, 2024

 

Фролова Людмила Валерьевна, Государственный Эрмитаж

Использование античных образцов как часть творческого метода Ангелики Кауфман

Тюпанова Оксана Евгеньевна, Санкт-Петербургская Академия художеств имени Ильи Репина

Концепция Recht Antiek в теории и практике «голландского Пуссена» Герарда де Лересса

Нащокина Мария Владимировна, Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств РАХ, член Ассоциации искусствоведов

Роль античного искусства Италии в формировании творческой методологии архитекторов в Императорской академии художеств в 1820-1850-х годах

Яковлев Алексей Николаевич, Государственный институт искусствознания МК РФ, член Ассоциации искусствоведов

«Ордерная подпись» М. Ф. Казакова. (Классические ордера и их соотношения в творчестве московского архитектора)

Савельева Мария Юрьевна, МГУ имени М.В. Ломоносова, Инженерная академия РУДН

Архитектурный ордер: диапазон понятия применительно к различным периодам в истории архитектуры  


30 сентября

Ассоциация искусствоведов

Регистрация участников 10.30–10.55

Секция 2. Классическая традиция в художественной культуре Новейшего времени и современности

11.00 – 14.00 

Модератор секции – Грибоносова-Гребнева Елена Владимировна 

Калугина Ольга Вениаминовна, Российский Государственный гуманитарный университет, Ассоциация искусствоведов

Образ античности в творчестве русских скульпторов Серебряного века 

Морозова Софья Сергеевна, Российский Государственный гуманитарный университет, член Ассоциации искусствоведов

Античные пластические формулы «явления героя» в русской живописи конца XVIII – первой трети XIX века

Коновалова Нина Анатольевна, Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств РАХ

Осмысление европейской классики в Японии (с эпохи Мэйдзи до наших дней) 

Муратов Александр Михайлович, Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств РАХ

Неоидеализм и неоклассицизм: проблема классической традиции в искусстве ХХ века

Савельева Ольга Михайловна, МГУ имени М.В. Ломоносова

Идея атектоники в древнегреческой поэзии: Алкей, метафора «крушения корабля в бурю» 

Карпов Александр Владимирович, Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица

Мутья Наталья Николаевна, Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица, член Ассоциации искусствоведов

Античные реминисценции в изделиях фирмы Карла Фаберже конца XIX – начала ХХ вв.

Бусев Михаил Алексеевич, Российская академия художеств, Правление Ассоциации искусствоведов

Античное наследие глазами западных мастеров ХХ столетия

Штольдер Наталья Владимировна, Гжельский государственный университет, член Ассоциации искусствоведов

Античные мифологемы в итальянской живописи начала ХХ века

Якимович Александр Клавдианович, Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств РАХ, Председатель Правления Ассоциации искусствоведов

Скрытый мифологизм у Репина. От идеологии к витальности

Королева Анастасия Юрьевна, Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова; Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств РАХ

Пинчук Арсений Андреевич, Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, аспирант; Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э. Грабаря

Ускользнувшая красота. Классический идеал красоты в искусстве 1920-х – начала 1930-х годов

Перерыв с 14:00 до 15:00 

Глазов Игорь Валерьевич, Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств РАХ

Школа А.Т. Матвеева как феномен неоклассицизма в советском искусстве XX века

Терехович Марина Леонидовна, Правление Ассоциации искусствоведов

Вспоминая античность. Позднесоветское монументально-декоративное искусство

Грибоносова-Гребнева Елена Владимировна, МГУ имени М.В. Ломоносова, Ассоциация искусствоведов

Скульптура Эрнста Неизвестного: от классицизма к витализму

Копылова Мария Андреевна, Санкт-Петербургский государственный институт культуры, студент магистратуры

Классицистические мотивы в архитектуре Санкт-Петербурга конца XX – начала XXI века 

Стихина Мария Игоревна, Уральский гуманитарный институт имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, член Ассоциации искусствоведов

Осадчая Арина Олеговна, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, студент

Кентавр с гармошкой: интерпретация античного мифа в работах екатеринбургского художника Германа Метелева

Бедретдинова Лариса Мерсатовна, Государственная Третьяковская галерея

Античные персонажи в творчестве петербургского скульптора Роберта Лотоша 

Герасимова Анна Александровна, Издательство «БуксМАрт», Ассоциация искусствоведов

Неоклассицизм и классика в произведениях петербургской художницы Ольги Тобрелутс

Обсуждение итогов конференции