Российская академия художеств
Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств
Пейзаж в русском искусстве второй половины XIX – начала XX века. Эволюция жанра
Международная научная конференция, приуроченная
к 150-летию со дня рождения В.К. Бялыницкого-Бирули (1872–1957) и выставке художника из собрания Национального художественного музея
Республики Беларусь (РАХ)
16–17 мая 2022
Белый зал Российской академии художеств
Зал учёного совета НИИ РАХ
Москва, Пречистенка, 21
Конференция проходит в очном и заочном режимах
Предусмотрена трансляция на YouTube-канале РАХ
Организационный комитет:
Толстая Наталия Владимировна,директор НИИтеории и истории изобразительных искусств РАХ
Усачева Светлана Владимировна,заведующая Отделом русского искусства XVIII – начала XX века НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ (куратор)
Давыдова Ольга Сергеевна,ведущий научный сотрудник Отдела русского искусства XVIII – начала XX века НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ (куратор)
Регистрацияучастников конференции: 16 маяс 10-00
Начало работыконференции: 16 мая и 17 мая в 10-30
ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ
16 мая
Белый зал Российской академии художеств
ПРИВЕТСТВИЯ. 10.30 – 11.00
Калинин Виктор Григорьевич, академик Российской академии художеств, первый вице-президентРоссийской академии художеств, заслуженный художник РФ
Золотов Андрей Андреевич, академик Российской академии художеств, вице-президентРоссийской академии художеств, заслуженный деятель искусств РФ
Прокопцов Владимир Иванович,генеральный директор национального художественного музея Республики Беларусь, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь
Толстая Наталия Владимировна, член-корреспондент Российской академии художеств, директор Научно-исследовательского института теории и истории искусств Российской академии художеств
УТРЕННЕЕ ЗАСЕДАНИЕ. 11.00
Ведет заседание Н.В. Толстая
Строгина Светлана Викентьевна (Национальный художественный музей Республики Беларусь, филиал «Музей В.К. Бялыницкого-Бирули», Могилев)
Музейная и выставочная презентация творчества В.К. Бялыницкого-Бирули в контексте эволюции пейзажного жанра
Лисай Юлия Владимировна (Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск)
Северные пейзажи Витольда Бялыницкого-Бирули: проблемы атрибуции произведений
Самбур Марина Владимировна (Химкинская картинная галерея имени С.Н. Горшина)
Картины и открытки В.К. Бялыницкого-Бирули в коллекции С.Н. Горшина
Кривонденченков Сергей Викторович (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)
Неизвестные пейзажи русских художников из коллекции финского Ново-Валаамского монастыря
Волошко Анна Васильевна (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)
А.П. Боголюбов – «жанрист моря». Живопись двух французских периодов из собрания Государственного Русского музея
Суровяткина Елена Александровна (Российская Академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, Москва)
Стилистические тенденции середины XIX века в работах учеников пейзажного класса Московского училища живописи и ваяния
ПЕРЕРЫВ 13.30 – 14.30
ДНЕВНОЕ ЗАСЕДАНИЕ. 14.30
Ведет заседание О.С. Давыдова
Чурак Галина Сергеевна (Государственная Третьяковская галерея, Москва)
Романтические тенденции в русской пейзажной живописи второй половины XIX века. (Алексей Саврасов, Федор Васильев, Архип Куинджи)
Хворостов Анатолий Семёнович(Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева)
Тождественные этюды Ф.А. Васильева и И.И. Шишкина
Кузнецова Марфа Вадимовна (Государственная Третьяковская галерея, Музей Павла и Сергея Третьяковых, Москва)
Неоромантический пейзаж в творчестве Н.Н. Дубовского (1859–1918)
Рымшина Татьяна Алексеевна (Институт бизнеса и дизайна, Москва)
Развитие пейзажной концепции И.С. Остроухова в произведениях 1880–1890-х годов
Гуренович Мария Александровна (Государственный Русский музей,Санкт-Петербург)
Импрессионистические опыты в пейзажных этюдах Я.Ф. Ционглинского (1858–1913)
Глазов Игорь Валерьевич (Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Москва)
Романтическая аллегория и русский пейзаж раннего символизма
17 мая
Зал учёного совета НИИ РАХ
УТРЕННЕЕ ЗАСЕДАНИЕ. 10.30
Ведет заседание С.В. Усачева
Давыдова Ольга Сергеевна (Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, Москва)
Эволюция жанра. Пейзажные аспекты мышления художников модерна
Хруслова Надежда Леонидовна (Воронежский областной художественный музей имени И.Н. Крамского)
Переустройство мира красотой: пейзаж в творчестве Елены Киселёвой
Стародубцева Зинаида Борисовна (Российский государственный архив литературы и искусства, Москва)
Люди лунного света. Ночные пейзажи в сценографии С.Ю. Судейкина и поэзии М.А. Кузмина
Манучарова Дарья Александровна (Государственная Третьяковская галерея, Москва)
Ночные городские пейзажи в творчестве русских художников конца XIX – начала XX века
Мишачева Ирина Валентиновна (РГУ им. А.Н. Косыгина, Москва)
Пространственные модели лесного пейзажа в «сказочной» графике рубежа XIX–XX веков: образ и смысл
Катышев Иван Александрович (Государственное Музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Музей художественного освоения Арктики им. А.А. Борисова, Архангельск)
Коллекция пейзажей первого художника Арктики А.А. Борисова в Музейном объединении «Художественная культура Русского Севера»
ПЕРЕРЫВ13.30 – 14.30
ДНЕВНОЕ ЗАСЕДАНИЕ. 14.30
Ведет заседание О.С. Давыдова
Ступина Ангелина Сергеевна (Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева)
Пейзаж в творчестве А.И. Савинова на рубеже XIX–XX столетий
Мережников Андрей Николаевич(Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург)
Стихина Мария Игоревна (Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург)
Живописная архитектоника Николая Крымова
Савкина Анна Александровна (Санкт-Петербургский государственный музей-институт семьи Рерихов)
Образ Родины в творчестве Н.К. Рериха 1890-х – 1920-х гг. От натурного вида к символу
Зотова Ольга Ивановна (Музей истории Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева, Владивосток)
Стилистические особенности пейзажа в творчестве приморского художника Иллариона Палшкова (1887–1954)
Семенкова Елизавета Вадимовна (РГПУ имени А.И. Герцена, Санкт-Петербург)
Пейзажи Николая Лапшина1920-х–1930-х годов как опыт фиксации Genius Loci
17.00
Открытие выставки Витольда Каэтановича Бялыницкого-Бирули в Музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств
(вход по пригласительным билетам)
Регистрация для участия: