Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

Эскиз к портрету (биографический очерк об искусствоведе Зинаиде Александровне Гейбатовой-Шолоховой)

Эскиз к портрету
(биографический очерк об искусствоведе Зинаиде Александровне Гейбатовой-Шолоховой)

Событие

Он протянул ей яблоко, оно было столь прекрасным, что трудно было не ответить на этот красивый жест незнакомца. Она улыбнулась то ли от удивления, то ли от смущения, но что-то странное происходило в это мгновение, эта встреча ... изменит жизнь ...

Гейбатова-Шолохова Зинаида Александровна родилась 21 апреля 1938 года в городе Сычевка Смоленской области. О детстве сохранились очень разные воспоминания: добротный быт и традиции купеческого дома со стороны отца, крестьянский уклад и тяжелый физический труд от матери. Война. Она врезалась в память, оставив глубокий след пережитых потрясений – изматывающий голод, страх погибнуть под бомбежками, потерять родных, тревога и тесное, набитое народом бомбоубежище, взорванная немцами церковь ... Жизнь в оккупированном фашистами городе, в обстоятельствах, когда в их большом дедовском доме разместился немецкий штаб и семья, вытесненная в одну маленькую комнатку, была вынуждена делить с немцами один кров. Она помнит, как мама, измазанная сажей, в грубой, грязной одежде ходила по дому чтобы не привлекать к себе внимание, как чужая речь громко разносилась повсюду, как однажды запуганные до смерти они тихо плакали вместе с сестрой ... и офицера, немецкого офицера, что у краткой иногда раздавал детям конфеты, вкладывая в протянутую детскую ручонку какую-то маленькую сладость и как вместе с сестрой бежали счастливые делить доставшееся лакомство.
Потом была школа и переезд в Санкт-Петербург. Мечта поступить в педагогический, работа в типографии, в химической лаборатории, учеба в школе рабочей молодежи, редкие вечеринки .... Все как у всех. Но однажды, в один из, казалось бы, ничем не примечательных дней, забегая в булочную напротив своего дома, она встретит его – темноволосого, смуглого, с блеском в глазах, настоящего кавказского парня. Он был старше нее. Учился на третьем курсе факультета скульптуры Академии художеств, его имя – Гейбат Гейбатов, уроженец селения Микрах, что в южном Дагестане, выпускник Азербайджанского художественного училища им. А. Азим-заде в г. Баку.
Их прогулки по городу, его рассказы об Академии, о творчестве, о художниках и конечно музеи Ленинграда, словно откроют для нее новый мир, который изменит все ее прежние планы на будущее, и она решит стать искусствоведом. Но поступить в Академию было совсем не просто, на искусствоведческий тогда был большой конкурс. Она готовилась к экзаменам серьезно, много читала, проводила время в музеях, запоминая произведения, штудировала учебники. И вот, наконец, пройдя испытания, она стала студенткой факультета теории и истории искусства Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Академии художеств СССР. Конечно, это было счастье!
Академия... ее невероятное очарование безраздельно царящей там атмосферы творчества, где кругом дух великих художественных традиций, и конечно, Академия это реальные люди: ее студенты – талантливые и амбициозные, замечательные преподаватели, многие из которых были выдающимися учеными-исследователями (А.Г. Верещагина, В.А. Пушкарев, О.И. Галеркина, И.А. Бартеньев), экспертами и знатоками искусства (Каравкевич), знаменитыми художниками (И.М. Пинтешин) и скульпторами (Н.М. Аникушин, М.А. Керзин, И.В. Крестовский). Уважение и пиетет перед академической школой сохранится у нее на всю жизнь. И крепкую дружбу со студенческих лет со своими сокурсницами и коллегами, замечательными санкт-петербуржскими искусствоведами Л.С. Поляковой и Е.Н. Литовченко, ныне член-корреспондентами Академии наук, не разрушили ни время, ни расстояния. Они умели ценить красоту добрых, душевных отношений, взаимного доверия, понимания и человеческого участия.
Перейдя на заочный факультет после третьего курса, Зинаида Александровна уехала за мужем в Дагестан. В то время республика остро нуждалась в специалистах в сфере культуры, их ждали и были рады принять. Столица республики – город Махачкала представлял собой небольшой провинциальный городок у моря. Трудно было представить, что культурная жизнь здесь буквально кипела: одна за другой шли выставки, организовывались творческие союзы, в национальных театрах ставились постановки, как с классическим репертуаром, так и по произведениям дагестанских драматургов, работала государственная филармония ....
Так получилось, что в Министерство культуры ДАССР срочно требовался старший инспектор по искусству. На этой должности хотели видеть профессионального искусствоведа. К ней обратились с приглашением, и она согласилась. Это был 1965 год. Свою работу Зинаида Александровна считала интересной, прежде всего потому, что она открывала возможность более непосредственного знакомства с культурой Дагестана, с ее традиционными формами и современными художественными тенденциями, общаться с широким кругом творческой интеллигенции, и в силу профессиональной компетенции участвовать в координировании культурных процессов в области искусства.
Однако более всего ей хотелось заниматься наукой. После окончания Института в 1968 году она поступает в аспирантуру. Но совмещать работу в Министерстве с исследовательской деятельностью было очень сложно. И здесь представился случай. В 1972 году в Институте истории, языка и литературы Дагестанского филиала АН СССР по инициативе академика Г.Г. Гамзатова создавался сектор истории искусств. По предложению заведующего сектором философа Д.М. Дибирова она пришла в Институт на должность младшего научного сотрудника. В состав отдела входили разные специалисты: музыковед (М.А. Якубов), исследователь танцевальной культуры (А.М. Умаханова), театровед (Г.А. Султанова), искусствоведы специализирующиеся на изучении декоративно-прикладного искусства (П.М. Дибиров, М.М. Маммаев) и изобразительного (З.А. Гейбатова-Шолохова). Всех объединяло общее поле исследования – искусство многонационального Дагестана. В процессе общения, обсуждения научных работ происходил обмен знаниями и опытом, приходило понимание общего характера культуры, специфики локальных национальных особенностей. Работать было интересно. Каждый жил своей «темой» и все вместе общей. Постепенно шел процесс формирования дагестанского искусствознания.
Областью профессионального научного интереса Зинаиды Александровны была история формирования и развития профессионального изобразительного искусства Дагестана. В своей диссертационной работе , на большом эмпирическом материале ею была предпринята попытка показать процесс развития видов и жанров изобразительно искусства Дагестана, в контексте культурно-исторических событий, идейно-художественных и эстетических задач советского времени. Особое внимание было уделено выявлению национальных особенностей художественного языка.
Специального внимания заслуживало по ее мнению изучение творчества основоположников дагестанского изобразительного искусства. Тем более что с одним из них – Хас-Булатом Аскар Сарыджи они были связаны семейной дружбой. Здесь многое имело значение. Бесспорный талант Х.-Б. Аскар Сарыджи, его известность, и даже то, что Г.Н. Гейбатов считал себя в какой-то мере его последователем. Они не раз встречались и в московской квартире Х.-Б. Аскар Сарыджи и в Махачкале. Эти встречи всегда были событием. Зинаида Александровна старалась записать некоторые беседы. Спустя годы она напишет монографию о «первом скульпторе, мусульманине» каким считал себя сам Аскар Сарыджи . Выход книги нашел самый живой отклик в отзывах читателей и рецензиях коллег.
Ее научная жизнь была неразрывно связана с параллельно идущим рядом с ней творческим процессом. Она всегда имела возможность не только за ним наблюдать, но и через сказанное слово влиять на его развитие. Будучи членом Союза художников с 1980 года она много ездила вместе с мужем – скульптором и коллективом художников на различные творческие мероприятия в регионы Северного Кавказа, Закавказье, Ленинград и Москву.
Культура 70-х−80-х годов это особое время. Творческие собрания в мастерских художников, споры и обсуждения до полуночи, худсоветы, встречи гостей, застолья.... Жили трудно, но интересно. Верили, что завтра будет непременно лучше, чем сегодня.
Культурная жизнь была очень интенсивна, выставки проходили постоянно: региональные, всероссийские, биеннале, триеннале, их было огромное множество. На мероприятия приезжали искусствоведы и художники из разных областей страны, особенно выделялись гости из Москвы и Ленинграда. К ним особенно прислушивались. И она была в гуще этих событий, выступая на открытиях выставок, на обсуждениях работ, на научных конференциях и симпозиумах. На конференции-биеннале прикаспийских республик в г. Баку в 1989 году ее выступление было отмечено дипломом за лучший доклад.
В 1985 году Зинаида Александровна стала лауреатом Республиканской премии им. Г. Цадасы за раздел «изобразительное искусство» в книге очерков о дагестанском искусстве периода Великой Отечественной войны . Она приняла активное участие как автор раздела об изобразительном искусстве в фундаментальном научном труде, обобщившем многолетние научные изыскания ученых по истории дагестанского искусства советского времени . В 2000 году Зинаида Александровна была удостоена почетного звания заслуженного деятеля искусств Республики Дагестан.
У нее было огромное желание написать о муже. Профессия скульптора-монументалиста очень сложна. Наблюдая создание многих произведений от эскизов на бумаге и поисков в материале, разработки макета - проекта памятника, создания модели в натуральную величину до установки памятника – она научилась разбираться в тонкостях этого сложного искусства. Но жизнь художника это не только творческая «кухня», но и обстоятельства, время, эпоха. Они вместе преодолевали трудности. Она хорошо помнит, как изменилась страна в 90-е годы, как на волне религиозного возрождения поменялось отношение ко многим формам художественного творчества. Как переживали художники отсутствие заказов и государственной поддержки. В тяжелое время спасительным кругом была семья, любящее сердце близкого человека. К 75-летнему юбилею скульптора Гейбатова Гейбата Нурахмедовича – заслуженного деятеля искусств Республики Дагестан, Народного художника России, был опубликован ее монографический очерк о его творчестве .
В сфере научных интересов Зинаиды Александровны были не только вопросы истории изобразительного искусства Дагестана советского и постсоветского времени, но проблемы современной архитектуры и градостроительства в республике. В соавторстве с сыном – Сабиром Гейбатовым ею была написана книга «Махачкала на рубеже двух столетий (архитектурные традиции и современность)» . В этом исследовании были проанализированы многие вопросы истории формирования городского ландшафта Махачкалы, обозначены факторы повлиявшие на характер архитектурно-художественных и инженерно-строительных решений в градостроительстве современного города, сделана попытка выработать общую концепцию развития архитектуры столицы Дагестана с учетом национальных традиций и использования передового опыта в области пространственной организации городской среды.
Она всегда много работала. Ею написан целый ряд статей к каталогам персональных выставок известных дагестанских художников: живописца и графика М. К.-М. Юнусилау , скульптора А.И. Газалиева , керамиста Т. Мусахановой и других; она автор очерков о художниках: М.М. Шабанове, Б.А Мурадовой, Ш.Ш. Шахмарданове . В книге «Искусство Дагестана» ею были освещены вопросы истории и современного состояния развития скульптуры и художественной графики. Зинаида Александровна нескольких лет сотрудничала с редакцией журнала «Возрождение». На страницах этого журнала часто публиковались ее статьи о творчестве дагестанских художников (И. Хумаеве , Ю.А. Моллаеве , братьях Сунгуровых , А. Магомедовой ).
Зинаида Александровна умела совмещать научную и педагогическую работу. С 1992 года и по настоящее время она преподаватель истории изобразительного искусства в Дагестанском художественном училище им. М.-А. Джемала. Училище воспитало не одно поколение профессиональных художников (живописцев и графиков), мастеров декоративно-прикладного искусства (ювелиров, резчиков по дереву, ковроделов), многие из которых внесли большой вклад в развитие национальной художественной культуры. Спустя некоторое время, у нее возникла идея написать об истории создания, о национальных культурных задачах и сложившихся традициях Дагестанского художественного училища, о его отделениях, о художниках-педагогах, об образовательных методах, и конечно о творчестве. Монография Зинаиды Александровны стала первым исследованием об учебном заведении художественного профиля в республике.
К педагогике у нее всегда было особенное отношение, в своих студентах она видела будущее культуры Дагестана, а потому старалась развить в своих учениках желание чувствовать и понимать искусство. Она никогда не относилась к своему предмету формально. Она собирала фототеку художественных произведений разных эпох и народов. Накопленные фотоматериалы были оформлены в карточки по типу тех, что были в Академии в годы ее студенчества. Конечно, главным на занятиях была и остается беседа об искусстве. Она всегда старалась заинтересовать слушателя, вызвать в нем интерес к предмету. Поэтому начинала свою лекцию с вопроса, сразу захватывая внимание слушателей, увлекая в тему разговора, заставляя погружаться в магнетически прекрасный, полный загадок, тайн и откровений мир искусства. Ей хотелось бы научить их любить, видеть и понимать искусство, различать знаки и символы, чувствовать образы, считывая коды скрытых смыслов, и в каждом произведении ощущать живое дыхание эпохи.

Гейбатова Л.Г.
– кандидат искусствоведения,
научный сотрудник отдела истории искусств Института языка,
литературы и искусства им. Г. Цадасы ДНЦ РАН,
член Союза художников России.