Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

План лекций А.К.Якимовича. Спецкурс «Страницы истории мирового искусства. От Возрождения до начала двадцатого века» РАХ. НИИ РАХ. 02.2019-04.2020


Фото В.Старостина

 

А.К.Якимович. 


Спецкурс 

« Страницы истории мирового искусства.
От Возрождения до начала двадцатого века.»

Институт теории и истории искусств Российской Академии художеств.
Начало курса: Февраль – апрель 2019 года. 
Продолжение  курса: октябрь – декабрь 2019 года. 
Завершение  курса:  февраль – апрель  2020 года 
 
Темы  занятий 
  1. Введение. Художественная  культура  Нового времени. «Бесстрашный реализм»  как принцип искусства.  Полнота бытия  как предмет  познания  в новом искусстве.  Эксперимент  как образ мышления  и творческая  стратегия. «Онтологический восторг»  как основа художественной культуры Нового времени.  
  2. Перелом от Средневековья к Возрождению.  Джотто и Мазаччо.   Большой прорыв  в пластике:  Гиберти,  Донателло,  Якопо делла Кверча.   Францисканская  картина мира – рычаг и опора  новой культуры.   Упоенное разглядывание  сложной  реальности – открытие  нового искусства. Мир как загадка, зрелище  и предмет созерцания 
  3. Сказки, мечты,  фантазии как новая  реальность. Уччелло,  Фра Анжелико, Филиппо Липпи – первые  опыты  «социального приручения »    искусства.  Чудесное  в  недрах повседневности: легкокрылая  философия  Пьеро делла Франческа.  «Дух истории», лиризм  и  прелесть обыденной жизни: Мантенья. Разноликий Боттичелли и проблема  креативного аутизма. Анатомия  страданий  у Синьорелли.   Венецианские  чудеса   Джамбеллино  и Джорджоне.  Широта  смысловых регистров  Раннего Возрождения.  
  4. Революция  Ренессанса  и его  движение  к бесстрашному   реализму.  Новая  антропологическая  основа  культуры:  «человек  беспокойный».   Первое поколение  гуманистов: от Петрарки  к  Пико делла Мирандола.  От наивного  человекопоклонства  к  опасным  прозрениям  судеб человеческих. Бесстрашная мысль Маккиавелли. Новое слово Монтеня  и Рабле.  
  5. Титаны Возрождения.  Леонардо да Винчи  и принцип  «ненасытного познания.»  Светотень – психологический инструмент  художника-исследователя. Микеланджело как архетип  «опасного новатора».  Мир на грани  катастрофы  и беспощадные  истины  как предмет искусства. Феномен экспериментаторства  Высокого и Позднего Возрождения  и его последствия. 
  6. Нидерландское искусство  в поисках «благоговейной  онтологии».  Ян ван Эйк  и параметры  земного рая. Эсхатология  Босха между  адом  и раем. Мироздание  Брейгеля. От саркастической  антропологии  к  новому  единству бесконечного бытия. Нидерландский феномен  «экспериментальной религиозности»: от адамитов к пантеизму.  
  7. Семнадцатый век на Севере и Юге. Вольнодумец Рембрандт и его «Ночной дозор».   Новая  реальность нового искусства: человек в безбрежном мире без надежной опоры.   Отвага без пафоса: испанскость   Веласкеса.  Праздник элиты  -- первый этап в его портретном искусстве.  Диагностика  элиты – финал творчества  Веласкеса.  Идеология  «испанского мира» и философия  терпимости – коллизия испанской  культуры.  Роль стоицизма в жизни и искусстве.  Проблема  «достоинства  отверженных» в портретах инвалидов  и шутов.    
  8. Восемнадцатый век. Эмансипация  духа.  Эпикурейская  революция  Ватто.  Устои  дома  своего  в эпоху   разгула Просвещения: Шарден.  Поиски человечных начал  между  идеологическими  платформами  абсолютизма  и  просвещения.  Философия  «естественного человека»:  шкала альтернативного сознания  в преддверии  революционного гнева.   Классицизм  как орудие и оружие  освобождения.  Давид  -  пропагандист  и  диагност революции 
  9. Преображение  Гойи. От милых забав  к  антропологическому  апокалипсису.   Гоголь  перед лицом  парадоксов  эпохи. Главные открытия  романтизма:  опасность  высоких идей.  Диагностика  времени  у Гёте. Уроки  революций в культуре  Запада  и России.  Реализация  «высоких идей»  и  проблема  «идеологического неистовства» революционной эпохи.  
  10. Малый архитектурный экскурс.  Новое инженерное  строительство и проблема  «смены отцов». Металлоконструкции в постройках  США и Франции. Первые  проблески  нового урбанизма  и  его смыслы.  Всемирные  выставки девятнадцатого века  –  бастионы  идеологических мифов и лаборатории  революционных принципов. Инженерия  как способ отказа  от  идеологичности   и  путь приближения  к  «стихии жизни».  
  11. От Курбе к Мане. Курс  на  преодоление  идеологии.  Онтологические  основы  импрессионизма.  Искусство  по ту сторону  нравоучений:  Дега  и  Тулуз-Лотрек.  Космологические  смыслы  в искусстве  Сезанна и ван Гога.  Очнулось ли французское искусство от идеологического гипноза?   
  12. Реалистическая  живопись России.  Идеологические  мифы  и истины  живописной ткани.  От Федотова  к Репину и Сурикову. Толстой, Достоевский  и Чехов:  диагностика  цивилизации.   «Онтологизм письма»  в  идейной литературе  и идейно заряженной живописи.     
  13. Молодой Пикассо и творческая  философия  очистительного варварства  в Европе  и России.  «Испанская ярость»  как исторический  факт  и как   орудие  художника.  Коварная  игра  с классическими  реминисценциями: имитация  как  пародия.  «Возрождение первобытности»  в России  и Европе  (В.Прокофьев). О смыслах  кубизма и посланиях примитивизма.   
  14. Вторая версия  раннего  авангарда:  интеллектуализм,  философичность, культуртрегерство молодого Кандинского. «Другая реальность» в мысли Ницше,  Владимира Соловьева, Рильке.    Мифология  «третьего пришествия» в культуре  и искусстве.   Преображенная  реальность  абстракции в перспективе  «философии жизни» 
  15. Футуризм  в России и Италии.  От бунтарства  Маринетти  к  «криминальному дискурсу»  в творчестве  раннего Маяковского.  Гордый всёк Зданевич, или  перспективы радикального  Большого отказа.   Революция без берегов – продолжение  «безграничной онтологичности» Нового времени.  Откуда вообще взялся  этот Дюшан?   Авангард – законный  или незаконный наследник  бесстрашного реализма  Нового времени? 
 
Напоминаем, что первая  лекция  состоится  14 февраля в 17 час. в НИИ РАХ, аудитория 8.