Фото В.Старостина
А.К.Якимович.
Спецкурс
Спецкурс
« Страницы истории мирового искусства.
От Возрождения до начала двадцатого века.»
От Возрождения до начала двадцатого века.»
Институт теории и истории искусств Российской Академии художеств.
Начало курса: Февраль – апрель 2019 года.
Продолжение курса: октябрь – декабрь 2019 года.
Завершение курса: февраль – апрель 2020 года
Темы занятий
- Введение. Художественная культура Нового времени. «Бесстрашный реализм» как принцип искусства. Полнота бытия как предмет познания в новом искусстве. Эксперимент как образ мышления и творческая стратегия. «Онтологический восторг» как основа художественной культуры Нового времени.
- Перелом от Средневековья к Возрождению. Джотто и Мазаччо. Большой прорыв в пластике: Гиберти, Донателло, Якопо делла Кверча. Францисканская картина мира – рычаг и опора новой культуры. Упоенное разглядывание сложной реальности – открытие нового искусства. Мир как загадка, зрелище и предмет созерцания
- Сказки, мечты, фантазии как новая реальность. Уччелло, Фра Анжелико, Филиппо Липпи – первые опыты «социального приручения » искусства. Чудесное в недрах повседневности: легкокрылая философия Пьеро делла Франческа. «Дух истории», лиризм и прелесть обыденной жизни: Мантенья. Разноликий Боттичелли и проблема креативного аутизма. Анатомия страданий у Синьорелли. Венецианские чудеса Джамбеллино и Джорджоне. Широта смысловых регистров Раннего Возрождения.
- Революция Ренессанса и его движение к бесстрашному реализму. Новая антропологическая основа культуры: «человек беспокойный». Первое поколение гуманистов: от Петрарки к Пико делла Мирандола. От наивного человекопоклонства к опасным прозрениям судеб человеческих. Бесстрашная мысль Маккиавелли. Новое слово Монтеня и Рабле.
- Титаны Возрождения. Леонардо да Винчи и принцип «ненасытного познания.» Светотень – психологический инструмент художника-исследователя. Микеланджело как архетип «опасного новатора». Мир на грани катастрофы и беспощадные истины как предмет искусства. Феномен экспериментаторства Высокого и Позднего Возрождения и его последствия.
- Нидерландское искусство в поисках «благоговейной онтологии». Ян ван Эйк и параметры земного рая. Эсхатология Босха между адом и раем. Мироздание Брейгеля. От саркастической антропологии к новому единству бесконечного бытия. Нидерландский феномен «экспериментальной религиозности»: от адамитов к пантеизму.
- Семнадцатый век на Севере и Юге. Вольнодумец Рембрандт и его «Ночной дозор». Новая реальность нового искусства: человек в безбрежном мире без надежной опоры. Отвага без пафоса: испанскость Веласкеса. Праздник элиты -- первый этап в его портретном искусстве. Диагностика элиты – финал творчества Веласкеса. Идеология «испанского мира» и философия терпимости – коллизия испанской культуры. Роль стоицизма в жизни и искусстве. Проблема «достоинства отверженных» в портретах инвалидов и шутов.
- Восемнадцатый век. Эмансипация духа. Эпикурейская революция Ватто. Устои дома своего в эпоху разгула Просвещения: Шарден. Поиски человечных начал между идеологическими платформами абсолютизма и просвещения. Философия «естественного человека»: шкала альтернативного сознания в преддверии революционного гнева. Классицизм как орудие и оружие освобождения. Давид - пропагандист и диагност революции
- Преображение Гойи. От милых забав к антропологическому апокалипсису. Гоголь перед лицом парадоксов эпохи. Главные открытия романтизма: опасность высоких идей. Диагностика времени у Гёте. Уроки революций в культуре Запада и России. Реализация «высоких идей» и проблема «идеологического неистовства» революционной эпохи.
- Малый архитектурный экскурс. Новое инженерное строительство и проблема «смены отцов». Металлоконструкции в постройках США и Франции. Первые проблески нового урбанизма и его смыслы. Всемирные выставки девятнадцатого века – бастионы идеологических мифов и лаборатории революционных принципов. Инженерия как способ отказа от идеологичности и путь приближения к «стихии жизни».
- От Курбе к Мане. Курс на преодоление идеологии. Онтологические основы импрессионизма. Искусство по ту сторону нравоучений: Дега и Тулуз-Лотрек. Космологические смыслы в искусстве Сезанна и ван Гога. Очнулось ли французское искусство от идеологического гипноза?
- Реалистическая живопись России. Идеологические мифы и истины живописной ткани. От Федотова к Репину и Сурикову. Толстой, Достоевский и Чехов: диагностика цивилизации. «Онтологизм письма» в идейной литературе и идейно заряженной живописи.
- Молодой Пикассо и творческая философия очистительного варварства в Европе и России. «Испанская ярость» как исторический факт и как орудие художника. Коварная игра с классическими реминисценциями: имитация как пародия. «Возрождение первобытности» в России и Европе (В.Прокофьев). О смыслах кубизма и посланиях примитивизма.
- Вторая версия раннего авангарда: интеллектуализм, философичность, культуртрегерство молодого Кандинского. «Другая реальность» в мысли Ницше, Владимира Соловьева, Рильке. Мифология «третьего пришествия» в культуре и искусстве. Преображенная реальность абстракции в перспективе «философии жизни»
- Футуризм в России и Италии. От бунтарства Маринетти к «криминальному дискурсу» в творчестве раннего Маяковского. Гордый всёк Зданевич, или перспективы радикального Большого отказа. Революция без берегов – продолжение «безграничной онтологичности» Нового времени. Откуда вообще взялся этот Дюшан? Авангард – законный или незаконный наследник бесстрашного реализма Нового времени?
Напоминаем, что первая лекция состоится 14 февраля в 17 час. в НИИ РАХ, аудитория 8.
Подробнее: https://rah.ru/news/detail.php?ID=54283