Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

Орел. Выставка «Памяти Художника. Юбилейная выставка, посвященная 95-летию со дня рождения Михаила Хабленко». 6.06-15.06.2023

Памяти Художника. Штрихи к портрету Мастера.

Юбилейная выставка,

посвященная 95-летиюсо дня рождения Михаила Хабленко

6 июня 2023 года в Орловской детской школе изобразительных искусств и ремëсел открылась выставка, посвящённая 95-летию со дня рождения замечательного живописца и графика, мастера сюжетно-тематической композиции - Михаила СемëновичаХабленко (06.06.1928 г. - 24.04.2012 г.)

Полвека Михаил Семëнович преподавал на художественно-графическом факультете Орловского университета: вёл рисунок, живопись и композицию.Автору статьи посчастливилось работать с Мастером на одной кафедре с 1996 по 2012 год. К сожалению, о жизни и творчествеМихаилаХабленко написано крайне мало, что представляетсянесправедливым, учитывая вклад художника и педагога в Отечественную культуру. Данный очерк является попыткой, хотя быотчасти,заполнить этот пробел.

Михаил СемëновичХабленко родился 6 июня 1928 года в селе Покровское Неклиновского района Ростовской области. О своей семье он почти не рассказывал. О военном детстве иногда вспоминал. Главной темой разговоров на переменах между парами была его пылкая увлечённость искусством. Он делился впечатлениями от выставок – тех, которые проходили в городе или тех, которые видел когда-то в музеях страны, блестяще анализировал произведения, остановившие его внимание, убедительно объяснял плюсы и минусы композиционных решений. Интересовался творчеством коллег, был в курсе новинок кинематографии и анимации. Он был «жаден» до жизни и её выражения средствами визуальных искусств. Делился планами о новых творческих замыслах. Не было в нём и тени самовлюблённости и самодовольства, хотя человек он был заслуженный. И, конечно, он был большой труженик. Обычный его день – это обязательная работа в мастерской и преподавание на факультете. Те, кто когда-либо пытался совмещать эти два вида деятельности, знают, как это не просто, если работать честно, с полной самоотдачей.Потому и уважали его коллеги и студенты. Всегда в деле, без скидок на возраст и обстоятельства.

Хабленко с детства любил рисовать. И, конечно, как все в то время страстно хотел учиться, получить хорошее образование. Выбор пал на Ленинградское художественное училище, в котором он проведёт четыре года, с 1946 по 1950 год, и получит квалификацию учителя рисования и черчения. Потом – служба в рядах Военно-морского флота. Тихоокеанский флот, четыре года службы (1951-1955 гг.) и, дальше, к мечте – учиться на художника!

Уже на следующий год он поступает во Всесоюзный государственный институт кинематографии в Москве, который окончит в 1962 году по отделению графики с присвоением квалификации – художник рисованного фильма.Именно его ВГИКовский диплом позволит в дальнейшем пролицензировать специальность «Графика» в Орловском государственном университете в конце 90-х годов прошлого века, что для провинциального города является редкой удачей. С тех пор художественно-графический факультет успешно ведёт подготовку высококвалифицированных кадров и ежегодно выпускает художников-графиков.

В октябре 1957 года Михаила Семёновича примут в КПСС. Для него это было знаменательное событие. И почётное – он стал членом Коммунистической партии Советского Союза в дни празднования 40-ой годовщины Великого Октября. Он проживёт долго и будет удивляться поведению многих, легко отрекшихся от своих убеждений. До конца своей жизни он будет последователен и верен своим идеалам.

В 1968 году Хабленко вступает в Союз художников. В 1973 году Михаил Семёнович получает аттестат доцента, а в 1996 – профессора. При этом активно участвует в разноуровневых выставках. Три десятилетия – 60-е – 80-е гг. - он ежегодно показывает новые крупные произведения на областных, зональных, всероссийских и всесоюзных выставках. Жители Орла, Воронежа, Курска, Брянска, Москвы и Ленинграда знакомятся в те годы с творчеством Хабленко. Следующее 30-летие творческой деятельности не так активно, хотя каждый раз Мастер радует своих поклонников прекрасными полотнами.

А вот персональных прижизненных выставок всего четыре: 1979, 1988, 2001 и, последняя, незадолго до смерти. Сначала останавливала скромность, ему всё казалось, что ещё недостаточно наработано, не тот уровень. Потом… Хорошо помню,как весной 2008 года, я застала его, понурым, сидящим на кафедре. Оказалось, что ему отказали в зале на 80-летие, потому что он не подал вовремя заявку. Удивительно, но юбилей одного из ведущих живописцев города оказался неожиданным для членов тогдашнего правления регионального отделения СХ… Выставка состоялась, но позже. А мне запомнилась боль в глазах этого сильного человека.

Полвека изо дня в день он учил студентов премудростям художественного мастерства. Неизменно элегантный, в добротном костюме, в холодное время года - в шляпе и пальто. Никогда не позволял себе расхлябанности во внешнем виде, считал, что сам вид педагога,манера вести себя оказывают не меньшее воспитательное воздействие, чем разговоры.Он был очень красивый человек. Рослый, широкоплечий с великолепным вкусом. На занятиях никогда не позволял себе «влезать» в работы своих учеников. Корректировал ошибки словом и, конечно, показом – на отдельном листе. К нему с удовольствием шли на диплом: добрый и тактичный, он был крепким мастером и «композитором». Занятия всегда проходили интересно: студенты вовлекались в процесс не как пассивные наблюдатели и исполнители, а как активные соавторы постановок и творцы атмосферы. Хабленко был напрочь лишён «маэстрии»: всегда вовремя приходил к студентам и честно отрабатывал каждый час. Да и высокомерно-менторского отношения к подрастающему поколению в нём не было. А вот разгильдяйство и леность его удивляли…В выборе тем курсовых и дипломных работ не замыкался на отражении Орловского края – расширял кругозор будущих художников, разрешал браться за крупных авторов мировой литературы - если темой были избраны иллюстрации. Так, гордостью факультета являются серии иллюстраций к произведениям Уильяма Шекспира, Фёдора Достоевского, Валентина Пикуля. Он был очень неравнодушным человеком: его равно интересовала история страны, отражениесовременной жизни, обращение кпроизводственной тематике и, конечно, к «язвам» общества, проступившим в 90-х.

Наюбилейной выставке, приуроченной к 95-летию со дня рождения Мастера,представлено около 50 произведений, которыераньшенеэкспонировались: Хабленко крайне строго относился к себе и зачастую считал многие из своих работ черновым, подготовительным материалом.Большую часть экспозиции составили этюды, наброски, зарисовки и эскизы художника, выполненные в разные годы. Зрители смогли познакомиться с рабочим процессом создания художественных образов. Хабленко были подвластны выразительные свойства графитного карандаша, акварели, гуаши, масла и печатных технологий. И конечно, он является ярким и крепким представителем Отечественной художественной школы советского периода. Мощь, выразительность, рубленность форм и определённость тона, а, главное, обращение к образу человека труда, всё это черты времени и убеждённости лучших представителей того поколения в торжестве правды. Таким я запомнила Михаила Семёновича – по-детски открытым, радостно встречающим каждый день и щедро дарящим свои знания. Когда я думаю о нём, мне приходят на ум слова - Человек, Художник, Коммунист, Труженик, Учитель многих поколений худграфовцев.И только с большой буквы.

О его творчестве иногда спорят. Некоторые настаивают на неровном проявлении таланта, а писал он много. Но безусловным остаётся тот факт, что его лучшие произведения разных лет являются выдающими образцами живописи ушедшей эпохи. Среди них: «Разговор о земле» (1974 г.с.), «Пиво и рыба» (1976 г.с.), «Портрет тракториста Саши Кондратова» (1980 г.с.), «Раки и рыба» (1981 г.с.), «День Победы» (1980 г.с.), «Братишки» (1984 г.с.), «Натюрморт с раками» (1991 г.с.), «Завтрак. Натюрморт на белой скатерти» (1991 г.с.). В своих произведениях Михаил Семёнович выразил идеалы Страны Советов, веру в преемственность поколений, щедрость Родной Земли.  

В 2007 году издательством «Записки современного охотника» был подготовлен альбом, посвященный творчеству художника, включающий в себя 71 живописное произведение.

На авантитуле приведены слова самого Михаила Семёновича. Позволю себе процитировать их:

«Жизнь прожить – это, прежде всего, большая ответственность перед обществом.

Как мы относимся к окружающим людям? Что для нас важно в жизни? Нас в молодости воспитывали так – чтобы думали о Родине, а потом о себе.

На моём веку было три голода – 1933, 1942, 1947 годов, война – Великая Отечественная, оккупация, фронт. Фронтовая линия знаменитого «Миус фронта» проходила в трёх километрах. Бомбёжки, артобстрелы ночью и днём, и кровь, кровь. Видел героические поступки наших солдат и подлость отдельных граждан.

Война показала истинную ценность каждого человека. Фронт проходил через душу каждого. Несмотря на все испытания, выпавшие в моей жизни, я сохранил убеждение, что лучше моей России нет.

Мою убеждённость в этом поддерживает работа с молодёжью, с которой я работаю уже сорок пять лет. Мои ученики стали отличными, не равнодушными художниками, педагогами. Я горжусь ими. С ними вырос и я – стал Заслуженным художником России, профессором»

Выставка работала в период с 06.06 по 15.06.2023 г.

Юлия Тютюнова