Орловский музей изобразительных искусств вновь представил прекрасную выставку из фондов на суд профессионалов и любителей искусства. На этот раз темой экспозиции стал городской пейзаж в русском искусстве ХХ века, отражённый в графике, живописи и декоративно-прикладном искусстве. Всего на выставке представлено около 90 произведений.
Познакомиться с экспозицией можно до 2 апреля. Выставка работает ежедневно с 10.00 до 17.00, кроме понедельника, по адресу: г. Орёл, ул. Октябрьская, 29
ЮлияТютюнова,
кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой рисунка
Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева,
член Ассоциации искусствоведов
Далёкое-близкое
Советское искусство составляет значительную часть экспозиции. Это неудивительно, поскольку широко развернутая в этот период Союзом Художников выставочная деятельность год от года укрепляла авторитет Мастеров и открывала широкому зрителю новые имена. Музеями регулярно осуществлялись закупки произведений, фонды пополнялись лучшими образцами современного, на тот момент, искусства. Благодаря этому, в настоящее время есть возможность осмыслить беспрецедентное по уникальности явление – искусство эпохи Советского Союза.Буквально по десятилетиям можно проанализироватьпоиск новых выразительно-пластических средств для передачисуществовавших идеалов той поры. При этом, влияния тенденций и вкусов, царившихв обществе, сейчас становятся очевидными.
Внимательный зритель, совершая «путешествие»по улицам Москвы, Ленинграда, Белгорода, Барнаула, Суздаля, Риги, Таллина и других городов, сможет уловить, что, казалось бы, неизменная в своей сути, тема городского пейзажа раскрывается во времени совершенно по-разному. Праздничные, официально-нарядные виды городов, как на полотнеБориса Яковлева «На Красной площади» (1951 г.с.) или знаковые места, связанные с историческими событиями и выдающимися гражданами Отечества – как в офорте Петра Белоусова «Улица Мари-Роз» (1969 г.с.) или линогравюре Масамбиха Ахунова «Мюнхен. Здесь жил Ленин» (1979-1980 гг.с)- представлены на выставке рядом с ничем не примечательными улочками, которые ежедневно видят горожане, следуя своим привычным маршрутам. В качестве примера можно назвать акварели«Малая Дмитровка в Москве» (1944 г.с.)Татьяны Мавриной и «Старая Москва» (2003 г.с.) Алексея Комоваили холст «Сухаревский рынок» (1927 г.с.)Бориса Смирнова.
Командировки в союзные республики, творческие поездки по стране были распространенным тогда явлением. Полотна «Улица старого Баку» (1931 г.с.) Александра Куприна и «Улица в Гурзуфе» (1956 г.с.) Михаила Агеева по праву можно назвать жемчужинами экспозиции. Архитектура старых прибалтийских городов Риги и Таллина послужила источником вдохновения для создания картин Александра Даниличева «Рига» (1960 г.с.) и ГригорияШегаля«Улица Люхике-Ялг» (1954 г.с.).
«Пейзаж с Эйфелевой башней» (1931 г.с.) Роберта Фалька и «Париж. Улица Сен-Жак» (1979 г.с.) ЮрияПенушкинатакже интересны с точки зрения анализа устремлений художников, творивших с полувековым разрывом во времени.
Поиски иного выразительного языка
Менялся облик городов, в искусстве уходил в прошлое внешний парадныйлоск столичных видов, уступая место камерностипровинциальных городов «малой Родины».Художники отказываются от фотографической точности, трансформируя «оптику» видения с реалистической передачи действительности, где главенствовали академически выверенная перспектива, объем и светотень, в декоративность и условность, когда обобщённые до примитива формы используются ради заострения образа, а цвет главенствует. Таковы, например, «Дом Розенштейна» (1990 г.с.)Александра Флоренского, «Суздаль» (1968 г.с.)ВладимираЮкина, «Весна. Бурный день. Суздаль» (1976 г.с.)Валерия Кокурина,«Вечер на Фонтанке» (1990 г.с.) ОлегаФронтинского, «Стройка» (1965 г.с.) и «Угол Кузнецкого моста» (1978-1979 гг.с.) Ирины Болотиной, «Улица в Переславле» (1990 г.с.) Виктора Разгулина, «Дождь на Триумфальной»(2015 г.с.) Ольги Душечкинойи др.
Эмоционально трогают зрителяполотна-состояния, отражающие атмосферу города:«Утро у Калинкина моста» (1980 г.с.) Ильи Сорокина, «Гостиница «Советская» (1981 г.с.)Владимира Брайнина,«Дом на Кропоткинской улице» (1976 г.с.)ИльиТабенкина.
Изысканность стекла, керамики и тканей
Раздел декоративно-прикладного искусства не оставит равнодушными любителей прекрасного, поскольку он представлен великолепными произведениями больших Мастеров своего дела: Василия Мельника и Николая Шаповалова –фарфоровый чайно-кофейно-столовый гарнитур «Вечерний город» (1972 г.с.), АкнунияАствацатурьяна - декоративные композиции из хрусталя «Узбекистан» и «Армения» (1990 г.с.), ВадимаВоликова– гутное стекло «Старый Львов» (1981 г.с.), ВладимираГориславцева - декоративная композиция «Город в белую ночь» (1960г.с.),Виктории Сироткиной - декоративное панно, выполненное в технике «горячий батик» «Ленинграду посвящается» (1951 г.с.), ГалиныОрловой - декоративный гобелен «Москва мирная» из серии «Золотая моя Москва» (1991 г.с.), Жанны Травинской - декоративное блюдо «Аптека в сумерках» из серии «Старый Барнаул» (1978 г.с.). Разнообразие материалов, вкус и мера – всё это не останется незамеченным при осмотре экспозиции.
Зал графики как особое наслаждение
Безусловный интерес вызываету зрителей зал графики.Поклонники искусства находят здесь удивительное разнообразие мотивов городского пейзажа, выраженное разными изобразительными средствами. Профессионалы обращают внимание на техническую сторону создания графических листов, выполненных в уникальных и тиражныхтехнологиях, оценивают оригинальность авторских композиционных решений.
Остановимся лишь на некоторых листах, чтобы представить читателю всё великолепие экспонируемой на выставке графики. Линогравюры Германа Перебатова «Утро» (1957 г.с.),Елизаветы Айзенштадт «Площадь у шоссе Революции» (1973-1975 гг.с.) и Андрея Вагина «Суздаль» (1972 г.с.), цветные ксилографии «Арка Главного штаба» и «Дворцовая площадь» (1985 г.с.) Владимира Сердюкова, цветные литографии «Памятник Суворову» и «Памятник Екатерине II в Ленинграде» (1950-е гг.с.) Станислава Вихарева, офорты «Таллин» из серии «По древним городам» (1985 г.с.) Леонида Остроушко и «Вечер» из серии «Молодые города» (1984 г.с.) Льва Вейберта, акварели «Москва. Старое здание библиотеки им. В.И. Ленина» (1969 г.с.) Ивана Хромова, «Москва фестивальная» (1957 г.с.) и «Памятник первопечатнику Фёдорову в Москве» (1964 г.с.) Александра Лопухина, «Кузнецкий мост» (1962 г.с.) Валерия Алфеевского и др.
Особую благодарностьхочется выразитьсоздателям экспозиции, кураторам выставки – научным сотрудникам музея Татьяне ИвановнеМазуркевич и Татьяне АнатольевнеТимашевой, а также главному хранителю – Елене ИгоревнеМережкиной, позволившим полноценно «прозвучать» каждому произведению.