Выставка «ОРИГИНАЛ. КОПИЯ. ПОДДЕЛКА?»
Где: Саратов, Радищевский музей, ул. Радищева, 39
Когда: 3 марта 2017 года – 15 июня 2018 года
Часы работы: 10.00 – 18.00 (четверг, пятница: 12.00 – 20.00); выходной – понедельник
Телефон для справок: 8 (8452) 26-16-06
2 марта 2018 года в 17 часов в историческом корпусе Радищевского музея на Радищева, 39 состоялось открытие выставки произведений западноевропейского искусства из собрания Радищевского музея «Оригинал. Копия. Подделка?».
В XXI веке в связи с растущим антикварным рынком проблема определения подлинности художественных произведений становится всё более актуальной. На востребованность темы «оригинал и копия» мощно влияют и новые способы тиражирования – к механическому печатному воспроизведению прошлых столетий добавились практически безграничные электронные. Эта возможность современного массового копирования подчёркивает не только неповторимость, уникальность оригинала, но и ценность старой «рукотворной» копии. Многие зрители молодого поколения не знают, что представляет собой копия произведения искусства в её традиционном историческом значении. Нередко на экскурсиях нас спрашивают: «Это всё оригиналы? Это оригиналы или копии? А в музее есть копии?». Авторы подобных вопросов нередко имеют в виду именно современные копии, полученные с помощью новейших компьютерных технологий. Между тем старинная копия, сделанная профессиональным художником с работы мастера того же или предыдущего столетия, сама является произведением искусства и обладает художественной и исторической ценностью.
Во второй половине XIX века, когда складывались коллекции, предметы из которых вошли в состав нашего музейного собрания, художественный рынок изобиловал подделками. Из-за массовой моды на собирательство такая ситуация стала неизбежной. Среди подделок встречались работы разного уровня – от довольно примитивных до весьма качественных, вводивших в заблуждение даже опытных искусствоведов.
Важной составляющей комплексного изучения коллекции Радищевского музея являются технологические исследования 1990-х годов, основной задачей которых была проверка традиционных атрибуций западноевропейской живописи и скульптуры. В результате некоторые работы, находившиеся в постоянной экспозиции и опубликованные в солидных изданиях, перешли в разряд копий и подделок позднего времени, а в запасниках, среди копий, были обнаружены оригинальные произведения старых мастеров. Так, картина знаменитого фламандского художника XVII столетия Давида Тенирса Младшего «Сельский праздник», переданная в 1885 году Императорской академией художеств, оказалась подделкой XVIII века. Напротив, двум другим работам с этим же сюжетом было возвращено имя мастерской Тенирса. Однако в постоянной экспозиции их по-прежнему нельзя увидеть из-за ограниченности музейных площадей – возможность показать наше обширное собрание дают только выставки.
Вниманию посетителей новой выставки представлено около 100 экспонатов (живопись, скульптура, рисунок, миниатюра) западноевропейского раздела коллекции. Материал расположен по хронологии, начиная с самых ранних образцов. В нашей коллекции это фрагменты древних помпейских фресок. Временной принцип даёт возможность проследить изменения в технологии живописи, а также обратиться к проблеме стилей в искусстве. Особая страница – искусство середины и второй половины XIX века, для которого характерно обращение к стилям предшествующих исторических эпох.
Экспонаты группируются по разделам, которые можно обозначить: «Ранние образцы живописи», «Болонские последователи Рафаэля», «Рембрандт как ориентир», «Голландцы и окружающий мир», «Вокруг Рубенса», «Этот изящный XVIII век», «XIX век – век поисков».
Выставка дает возможность прикоснуться к проблеме экспертизы художественного произведения. Зрителю, несомненно, будет интересно познакомиться с материалами, помогающими проникнуть в тайну создания и бытования произведения искусства – фотокопиями картограмм, рентгенограмм, макрофотосъемки, самому попытаться пройти путем исследователя и эксперта. Возможность проверить себя, свою внимательность, умение видеть произведение искусства дадут особые «скрытые» этикетки: с помощью «подсказок» каждый посетитель выставки может попытаться отличить оригинал от копии, имитации, подделки.
Итак, приглашаем к «расследованию»!
Татьяна Савицкая,
заведующая отделом зарубежного искусства СГХМ имени А.Н. Радищева
Подписи к иллюстрациям
- 1. Экскурсия по выставке
- 2. Фрагмент экспозиции. Картины итальянских мастеров, оригиналы и копии
- 3. Отто О. Марсеус ван Скрик. Куст репейника. Имитация конца XVIII – начала XIX века. СГХМ имени А.Н. Радищева
- 4. Д. Тенирс Младший. Мастерская. Конец XVII в. Сельский праздник. СГХМ имени А.Н. Радищева
- 5. Л. Гуттенбрун. Аллегория истории.1779. Копия ватиканской фрески Р. Менгса. СГХМ имени А.Н. Радищева
- 6. Неизвестный художник вт. пол. XIX века. Миниатюрный портрет девушки с жемчужным ожерельем. СГХМ имени А.Н. Радищева