Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

 

Новости от наших коллег

Поиск

Объявления

Выставка «ОРИГИНАЛ. КОПИЯ. ПОДДЕЛКА?»

Где: Саратов, Радищевский музей, ул. Радищева, 39
Когда: 3 марта 2017 года – 15 июня 2018 года
Часы работы: 10.00 – 18.00 (четверг, пятница: 12.00 – 20.00); выходной – понедельник
Телефон для справок: 8 (8452) 26-16-06

1. Экскурсия  по выставке 2. Фрагмент экспозиции. Картины итальянских мастеров. оригиналы и копии. 3. Отто О. Марсеус  ван  Скрик.   Куст репейника.  Имитация конца XVIII ___ начала XIX века.
4. Д. Тенирс Младший. Мастерская. Конец XVII в. Сельский праздник 5. Л. Гуттенбрун. Аллегория истории.1779. Копия ватиканской фрески Р. Менгса 6. Неизвестный  художник  вт. пол. XIX века. Миниатюрный портрет девушки с жемчужным ожерельем

2 марта 2018 года в 17 часов в историческом корпусе Радищевского музея на Радищева, 39 состоялось открытие выставки произведений западноевропейского искусства из собрания Радищевского музея «Оригинал. Копия. Подделка?».

В XXI веке в связи с растущим антикварным рынком проблема определения подлинности художественных произведений становится всё более актуальной. На востребованность темы «оригинал и копия» мощно влияют и новые способы тиражирования – к механическому печатному воспроизведению прошлых столетий добавились практически безграничные электронные. Эта возможность современного массового копирования подчёркивает не только неповторимость, уникальность оригинала, но и ценность старой «рукотворной» копии. Многие зрители молодого поколения не знают, что представляет собой копия произведения искусства в её традиционном историческом значении. Нередко на экскурсиях нас спрашивают: «Это всё оригиналы? Это оригиналы или копии? А в музее есть копии?». Авторы подобных вопросов нередко имеют в виду именно современные копии, полученные с помощью новейших компьютерных технологий. Между тем старинная копия, сделанная профессиональным художником с работы мастера того же или предыдущего столетия, сама является произведением искусства и обладает художественной и исторической ценностью.

Во второй половине XIX века, когда складывались коллекции, предметы из которых вошли в состав нашего музейного собрания, художественный рынок изобиловал подделками. Из-за массовой моды на собирательство такая ситуация стала неизбежной. Среди подделок встречались работы разного уровня – от довольно примитивных до весьма качественных, вводивших в заблуждение даже опытных искусствоведов.

Важной составляющей комплексного изучения коллекции Радищевского музея являются технологические исследования 1990-х годов, основной задачей которых была проверка традиционных атрибуций западноевропейской живописи и скульптуры. В результате некоторые работы, находившиеся в постоянной экспозиции и опубликованные в солидных изданиях, перешли в разряд копий и подделок позднего времени, а в запасниках, среди копий, были обнаружены оригинальные произведения старых мастеров. Так, картина знаменитого фламандского художника XVII столетия Давида Тенирса Младшего «Сельский праздник», переданная в 1885 году Императорской академией художеств, оказалась подделкой XVIII века. Напротив, двум другим работам с этим же сюжетом было возвращено имя мастерской Тенирса. Однако в постоянной экспозиции их по-прежнему нельзя увидеть из-за ограниченности музейных площадей – возможность показать наше обширное собрание дают только выставки.

Вниманию посетителей новой выставки представлено около 100 экспонатов (живопись, скульптура, рисунок, миниатюра) западноевропейского раздела коллекции. Материал расположен по хронологии, начиная с самых ранних образцов. В нашей коллекции это фрагменты древних помпейских фресок. Временной принцип даёт возможность проследить изменения в технологии живописи, а также обратиться к проблеме стилей в искусстве. Особая страница – искусство середины и второй половины XIX века, для которого характерно обращение к стилям предшествующих исторических эпох.

Экспонаты группируются по разделам, которые можно обозначить: «Ранние образцы живописи», «Болонские последователи Рафаэля», «Рембрандт как ориентир», «Голландцы и окружающий мир», «Вокруг Рубенса», «Этот изящный XVIII век», «XIX век – век поисков».

Выставка дает возможность прикоснуться к проблеме экспертизы художественного произведения. Зрителю, несомненно, будет интересно познакомиться с материалами, помогающими проникнуть в тайну создания и бытования произведения искусства – фотокопиями картограмм, рентгенограмм, макрофотосъемки, самому попытаться пройти путем исследователя и эксперта. Возможность проверить себя, свою внимательность, умение видеть произведение искусства дадут особые «скрытые» этикетки: с помощью «подсказок» каждый посетитель выставки может попытаться отличить оригинал от копии, имитации, подделки.

Итак, приглашаем к «расследованию»!

Татьяна Савицкая,

заведующая отделом зарубежного искусства СГХМ имени А.Н. Радищева

Подписи к иллюстрациям

  1. 1. Экскурсия  по выставке
  2. 2. Фрагмент экспозиции. Картины итальянских мастеров, оригиналы и копии
  3. 3. Отто О. Марсеус  ван  Скрик.   Куст репейника.  Имитация конца XVIII – начала XIX века. СГХМ имени А.Н. Радищева
  4. 4. Д. Тенирс Младший. Мастерская. Конец XVII в. Сельский праздник. СГХМ имени А.Н. Радищева
  5. 5. Л. Гуттенбрун. Аллегория истории.1779. Копия ватиканской фрески Р. Менгса. СГХМ имени А.Н. Радищева
  6. 6. Неизвестный  художник  вт. пол. XIX века. Миниатюрный портрет девушки с жемчужным ожерельем. СГХМ имени А.Н. Радищева