Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

 

Новости от наших коллег

Поиск

Объявления

 Галерея «Веллум» и «Центр искусств. Москва»

при поддержке
Российского Фонда культуры и Федерального агентства по туризму РФ 

представляют выставку

«Борис Смирнов-Русецкий: идущий» 

10 октября – 10 декабря 2018 г. 

Пресс-показ выставки 09 октября с 15.00 до 18.00

Просьба обратить внимание, что аккредитация обязательна

Открытие выставки 09 октября в 19.00

адрес: Москва, ул. Волхонка, д.15. комплекс Храма Христа Спасителя, вход с Соймоновского проезда, 37

_____-_______ __________. 1969 27_36 ______ _____, 1985, _._., 70_50 _______ _____._______.1953 32_48
_______-_________ _._., _____ ______,50-_, _.,_______,70_87 _______-_________ _________ ___, __ _____ ______, 1965, _._., 49_36,5 _________ __ _____ ____, 1981, _._.,69_50 

09 октября 2018 года галерея «Веллум» и галерея «Центр искусств. Москва» при поддержке Российского Фонда культуры и Федерального агентства по туризму РФ открывают выставку работ Бориса Алексеевича Смирнова-Русецкого (1905 – 1993), художника, ученого, мыслителя и визионера, последователя Николая Рериха, участника легендарной группы «Амаравелла». Выставка носит то же название, что и автобиографическая повесть Смирнова-Русецкого «Идущий», изданная уже после его смерти.

Выставка «Борис Смирнов-Русецкий: идущий» – один из самых масштабных проектов последних лет, посвященных художнику. В экспозиции будет представлена полная ретроспектива творчества мастера, в том числе ранние работы 1920-х годов, произведения периода «Амаравеллы», знаменитый цикл «Прозрачность», работы из Алтайской серии, и посвященные Валааму; полотна, созданные в период ссылки в северном Казахстане – из российских музейных и частных собраний. Основу экспозиции составили работы Бориса Смирнова-Русецкого из коллекции руководителя галереи «Веллум» Любови Агафоновой; также на выставке представлены произведения из собраний руководителя «Центра искусств. Москва» Андриана Мельникова, Василия Малышева (Уфа), Якова Уринсона, Юрия Борзыкина (Москва).

В чем загадка постоянной востребованности творчества Смирнова-Русецкого? Его полотна – строгие и лаконичные, на которых наша реальность словно тает, истончается, превращаясь в видение иной, бесконечно прекрасной вселенной, – неизменно привлекают и завораживают все новые поколения исследователей и коллекционеров. Возможно причина – в прикосновении к чему-то большему, чем простое отражение окружающего мира – что удалось художнику, прожившему долгую и сложную жизнь.

Борис Алексеевич Смирнов, ставший известным под псевдонимом Смирнов-Русецкий, родился в Петербурге в январе 1905 года в семье офицера. После переезда семьи в Москву учился в гимназии «Петерпаульшуле», и в 1922 году поступил в Московский инженерно-экономический институт (это «отклонение» от стези профессионального художника в будущем помогло Смирнову-Русецкому выжить, будучи отлученным от живописи). Художественная одаренность и поддержка родственников, тесно связанных с миром искусства, позволила ему открыть для себя путь живописца и достаточно рано определить собственные творческие ориентиры: Николай Рерих, Василий Кандинский и Микалоюс Чюрленис. 

В начале 1920-х годов Борис Смирнов-Русецкий знакомится с художником Петром Фатеевым; их встреча в будущем приведет к возникновению группы «Амаравелла» – наиболее значительного объединения русских художников-космистов. К 1923 году относится начало переписки Смирнова-Русецкого с Кандинским, которая продолжалась до 1929 года. В ней художники обсуждали философскую, духовную и религиозную основу творчества. Тогда же, в 1923 году, после выставки в Музее изящных искусств (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина), на которой были представлены работы Смирнова-Русецкого, состоялось его знакомство с художниками Александром Сарданом (Барановым) и Верой (Руной) Пшесецкой, позднее, в 1927 году, также вошедшими в «Амаравеллу». 

В 1926 году Смирнов-Русецкий встречается с приехавшим в Россию Николаем Рерихом. Тогда же происходит окончательное становление группы «Амаравелла», творческим идеям которой художник не изменил до конца жизни. По рекомендации Рериха Смирнов-Русецкий поступает во ВХУТЕМАС, где учится на отделении графики у И. Нивинского, П. Фаворского и Н. Куприянова. В 1927 и 1928 годах работы Смирнова-Русецкого представлены на выставках в Нью-Йорке и Чикаго, до этого художник экспонирует свои картины на выставке «Маковца» во ВХУТЕМАСе. 

1920-е годы стали для Бориса Смирнова-Русецкого самым плодотворным периодом, полным замыслов, планов и прозрений. Именно тогда в его творчестве возникли многие важные для него темы-циклы, в том числе «Прозрачность» и «Космос». Гораздо позже, в 1950-70 годы художник возвращался к тому, что открылось ему в начале творческого пути, восстанавливал по памяти утраченные работы и невоплощенные замыслы.  

К концу двадцатых годов назрел конфликт художников «идеалистического» направления, к которым относился Смирнов-Русецкий, с формалистами и АХРРовцами.  С этого момента работать становится все сложнее, а участвовать в выставках практически невозможно. Борис Смирнов-Русецкий продолжает создавать картины для себя, их видит только небольшой круг единомышленников. В 1941 году художник был арестован. Приговор: десять лет  лагерей, пожизненная ссылка за «антисоветскую пропаганду» и «связь с русским эмигрантом Рерихом Н.К.». В 1954 году – амнистия и реабилитация. После освобождения художник восстанавливает цикл этюдов «Снегурочка», написанный в заключении на клочках бумаги, – это самые пронзительные и сказочные его работы, написанные маслом. 

«Космизм» в русской живописи не связан напрямую с исследованием космоса – хотя Николай Рерих, Константин Богаевский, Борис Смирнов-Русецкий разрабатывали это направление именно тогда, когда совершал свои открытия Константин Циолковский. В отличие от восприятия образа «вселенской бездны» как грозного дыхания грядущих катастроф, характерного, к примеру, для Богаевского, Смирнов-Русецкий в своих работах, созданных в напряжённой атмосфере художественных и философских исканий первой четверти ХХ столетия, впитавших в себя наследие русского символизма, создает радостную атмосферу сопричастности великим ритмам мироздания, «прозрачности» природы, грезящей о небе.

Во вложении доступен полный текст пресс-релиза, статья Любови Агафоновой, посвященная творчеству Бориса Смирнова-Русецкого и иллюстрации.

Пресс-показ проводит Любовь Агафонова – искусствовед, коллекционер, создатель галереи «Веллум».

Аккредитация СМИ, посещение пресс-показа, запрос фотографий высокого разрешения: Инна Пуликова, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.;  +7-915-101-03-46.

Полина Маркова, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.; +7 926 987 50 90