«Народный мастер Жамсаран Эрдынеев»
10 сентября в «Усадьбе В. П. Сукачева», филиале Иркутского областного художественного музея, открылась персональная выставка одного из самых известных мастеров-ювелиров Бурятии, Жамсарана Нимажаповича Эрдынеева. Она называется просто и лаконично - «Народный мастер Жамсаран Эрдынееев».
Несмотря на простоту названия выставки, Ж. Эрдынеев является членом Союза художников России (1979г.), заслуженным художником Бурятии (1986 г.), лауреатом Государственной премии РСФСР (1991г.), заслуженным художником России (2006 г.), но среди всех регалий, есть еще одна, пожалуй, главная - «Народный мастер Республики Бурятия». Своим творчеством Жамсаран Нимажапович заслуженно получил признание у своих соотечественников, земляков, самых главных и строгих критиков.
Истоки увлечения прикладным искусством были заложены еще с самого детства, когда маленький Жамсаран постоянно крутился возле своего деда, мастера на все руки. Ребёнок в семье бурят - это продолжатель рода и его традиций, символ бессмертия народа. Возможно, эта родовая связь поколений и определила будущее призвание мальчика стать ювелиром, вдохновляясь народным творчеством Бурятии.
Окончив в 1970-х гг. Иркутское училище искусств, Эрдынеев не стал живописцем, но полученные знания помогли в дальнейшем постигнуть мастерство ювелирного искусства. Самостоятельно обучаясь у старых мастеров, перенимая их опыт, помогая им в мастерских, Ж.Эрдынеев смог, благодаря художественному образованию, копировать, запоминать орнаменты и понравившиеся композиции, а в дальнейшем выполнять детальные эскизы и подготовительную работу для своих собственных изделий.
На выставке представлено 60 произведений искусства, выполненных из серебра. Именно серебро считается национальным металлом бурят и конечно, кому, как не женщинам, было посвящено большинство серебряных украшений. Браслеты, серьги, кулоны, кольца, височно-нагрудные украшения, представленные в экспозиции, несут в себе не только эстетическую функцию, но и выступают оберегами и предметами, гармонизирующими женский костюм. Конечно, в наше современное время, носить тяжелые, сложные украшения не в моде, это скорее дань памяти предкам. А вот небольшие изделия (кольца, браслеты, серьги), выполненные Ж.Эрдынеевым, пользуются большим спросом.
Сохраняя традиции мастеров прошлого, автор инкрустирует ювелирные украшения полудрагоценными камнями. Вкрапления из коралла - любимого камня бурят, гармонично дополняют серебро. Такое сочетание цветов необычайно подходит смуглым и черноволосым бурятским женщинам и мужчинам («Височное украшение, 2009; « Кулон», 2008; «Браслет», 2008; «Браслет», 2011). Коралл с давних времен являлся символом очищения, жизненной энергии у многих народов.
Ярко и смело выделяется на фоне серебра бирюза – основной камень Востока, символ счастливой любви и благодатной семейной жизни («Височно-нагрудное украшение, 2013; «Браслет «Абахай»,2013). Считалось, что бирюза отражает различное состояние здоровья. Бледнеет - если хозяин болен, становится белой, когда он умер. Цвет камня может восстановиться, если его снова будет носить здоровый человек.
Практически во всех изделиях Ж.Эрдынеева мы можем встретить отголоски «звериного стиля»: «Браслеты с изображением двух драконов» (2008), «Кулон с изображением двух мифических животных на цепочке» (2008), «Нагрудное украшение с двумя животными» (2008), « Чаша для «аршана» (2011) с драконами на ручках, «Курильница для благовоний на трех ножках» (2009) с совершенно изумительными ящерками на крышке предмета.
Помимо украшений, на выставке представлены ножи, курильницы, пиалы, выполненные на самом высоком уровне обработки серебра, с использованием разных техник, в том числе чеканки.
Торжественно выглядят бурятские ножи с небольшими прямыми лезвиями («Нож», 2012; «Нож с ножнами», 2000; «Нож с палочками для еды», 2010; « Нож охотничий в ножнах», 2013). Без этого атрибута невозможно представить жизнь кочевника. Богато украшенные серебром, полудрагоценными камнями, они не несут в себе агрессию и чувство разрушения. Ножи, выполненные рукой Эрдынеева – это восхищение мастерством ювелира. Но еще большее уважение, а также трепет и поклонение перед самим предметом вызывают ритуальные ножи «Пурбу» («Ритуальный нож «Пурбу», 2012; «Нож «Пурбу» на подставке», 2013). «Пурбу» - трёхгранный нож-жезл, символ буддизма, который позволяет разрушить привязанность к собственному «я» - одному из основных барьеров на пути к просветлению.
Популярным персонажем в мифологии и искусстве тибетцев, монголов, калмыков и бурят является огромная птица «Гаруда», символ свободного духовного полета. Ее изображали в человеческом обличье, но с головой и крыльями птицы, иногда со змеей в клюве («Гаруда, держащая змею», 2009; скульптурная композиция «Гаруда», 2004; « Гаруда (мифическая птица)», 2008; гарнитур «Гаруда» (подвеска и серьги), 2013).
Стилизованные животные, растительные орнаменты, назначение самих предметов – все в творчестве Ж.Эрдынеева основывается на богатейшем культурном наследии предков, но перерабатывая и дополняя традиционное, обогащая изделия современными мотивами, он вносит свой вклад в современную бурятскую культуру.
С давних времен серебряных дел мастера Бурятии при изготовлении изделий не жалели сил и средств, чтобы достойно и на высоком профессиональном уровне выполнить работу. По их убеждениям, облегчить себе работу, сделать ее не качественно, значит предать свое ремесло, своих святых покровителей. Важнее всего было признание мастерства художника, его таланта. Это в полной мере можно отнести и к творчеству Жамсарана Эрдынеева.
На сегодняшний день за плечами автора более тридцати лет работы, участие в сорока выставках, свой круг ценителей творчества и покупателей. Большинство изделий на выставку предоставили частные коллекционеры. Небольшая коллекция есть и в собрании Иркутского художественного музея, также представленная в экспозиции. Надеемся, что по окончании работы выставки, она пополниться новыми произведениями ювелирного искусства этого талантливого мастера. Выставка будет работать до 20 октября.
Грызлова Анастасия,
искусствовед Иркутского художественного музея