Сайт Музея
http://artmuseum.yar.ru
Ярославский художественный музей
ВЕРА ПЕСТЕЛЬ. ПУТЬ ЖИВОПИСИ
Живопись, графика из собрания
Ярославского художественного музея
18 октября – 4 ноября 2013
Пресс-показ 18 октября в 16.00
Ярославль, Волжская набережная, 23
Выставка представляет живописные, графические работы Веры Ефремовны Пестель (1887–1952). Её искусство занимает особенное место в ряду мастеров русского искусства 20 века, расширяя наше представление о культурном ландшафте и духовной атмосфере времени.
В ранний период творчества её друзьями и единомышленниками были Казимир Малевич, Любовь Попова, Владимир Татлин, Надежда Удальцова. Была членом общества «Супремус» (1916–1917), «Молодой Федерации Профессионального союза художников-живописцев Москвы» (1917–1918).
Неповторимая творческая манера художницы сложилась в 1920-е годы, когда она работала с художниками, назвавшими свою группу по имени холма, на котором стоит Троице-Сергиева Лавра – «Маковец». Идеологом и лидером был живописец и график Василий Чекрыгин. Работы именно этого периода творчества В. Е. Пестель хранятся в Ярославском художественном музее.
Во второй половине 1920-х годов «Маковец» прекратил свое существование. Вера Пестель и Лев Жегин организовали группу «Путь живописи». Творческая манера Веры Ефремовны в этот период совершенствуется, рисунок становится свободнее, образы – сложнее. Здесь еще раз выступило важнейшее качество искусства Пестель – умение поэтизировать самые простые, повседневные проявления жизни людей. Художница делает это без тени пафоса, с удивительной теплотой и интимностью.
После закрытия всех творческих организаций в 1932 году в созданный Союз художников Вера Ефремовна не вступила. Она поняла, что государство пытается найти способ руководить художником, и неизбежно уничтожит его творческую свободу. Оставшись вне Союза, Пестель лишилась возможности выставлять свои работы. Её имя на многие десятилетия было забыто. «Нужно было быть необычайно мужественным человеком, чтобы прожить всю жизнь среди своих любимых образов и не сломаться, как многие её именитые друзья», – так ученик Веры Ефремовны заслуженный художник России, член-корреспондент Российской Академии художеств Вячеслав Иванович Павлов определил творческие установки своего учителя.
Открытие творчества Веры Пестель для современного зрителя произошло в 1973 году после вечера её памяти и выставки, которые состоялись в Доме художника в Москве. Это событие произошло по инициативе ученика В. Е. Пестель московского художника Вячеслава Павлова. После выставки Третьяковская галерея, Государственный Русский музей и Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина приобрели произведения художницы.
В начале 1980-х годов работники Ярославского художественного музея начали сотрудничать с наследницей художницы Софьей Евгеньевной Пестель. Эти контакты продолжались около двадцати лет. Сегодня в Ярославском художественном самое представительное собрание работ В.Е. Пестель, 66 произведений, 16 живописных и 50 графических листов, поступивших в музей с 1982 по 2010 гг.
К выставке издан каталог произведений Веры Ефремовны Пестель
Куратор:
Людмила Николаевна Макарова,
заведующий экспозиционно-выставочным отделом Ярославского художественного музея
Информация по тел. 303-504, 727-838,
Ярославский художественный музей
ТРИУМФ ВЕНЕРЫ.
НЮ В ИСКУССТВЕ
XVI-XXI веков
Выставка открыта 26 сентября – 15 декабря 2013
Вернисаж 25 сентября в 16.00. Волжская набережная, 23
Выставка Ярославского художественного музея «Триумф Венеры. Ню в искусстве» посвящена одному из самых древних, популярных, тонких и волнующих жанров искусства, жанру «ню» (фр. nu – обнажённый). В коллекции музея существует около тысячи работ, в которых для создания художественного образа в разной интерпретации использована обнаженная натура. На протяжении всей истории музей комплектовал этот раздел. На выставке представлены сто работ художников Западной Европы и России XVI–XXI веков, c эпохи Возрождения до наших дней – от Рафаэля до Эрнста Неизвестного. Эта часть собрания никогда не использовалась для публичного показа. Она, несомненно, представляет интерес для зрителей, поскольку имеет художественное качество, отражает путь стремления к высокому идеалу, в силу специфики предмета несет в себе элементы открытия и эпатажа.
Чаще всего жанр ню воспевает красоту женского тела. Неслучайно выставка получила название «Триумф Венеры» (триумф – победа, максимальное выражение идеи). Античная богиня любви и красоты Венера (греч. Афродита) всегда изображалась как прекрасная обнаженная женщина. Этот идеал поднят искусством на недосягаемую высоту. Он вызывает восхищение, поклонение, обожание, любовь, способен гармонизировать мир, который может существовать и воспроизводить себя только благодаря торжеству любви и красоты. Со временем имя античной богини стало нарицательным. Образ трансформировался в визуальный символ женской половины человечества.
Традиция изображения обнаженного тела в европейском искусстве уходит корнями во времена Древнего Мира, когда нагота воспринималась как здоровое, праздничное, торжественное обличие. Эпоха Возрождения широко использовала жанр ню в рамках мифологических, аллегорических, исторических сюжетов, классическими образцами которых стали работы Рафаэля, Микеланджело, Дюрера, Тициана. Искусство XVII–XVIII веков с его куртуазным характером с удовольствием подхватило и развило тему небесной и земной любви. Картины Франсуа Буше, Фрагонара, построенные на любовных страстях и эротической фривольности, априори предполагали использование обнаженной натуры. Живописные полотна этих мастеров получили широкое мировое признание во многом благодаря работам европейских граверов XVI–XIX веков, которые, опираясь на классические образцы, на протяжении столетий создавали собственные шедевры.
ХХ век с его новым динамичным мироощущением, свободой выбора, многообразием форм и смыслов дал более сложную и разноплановую трактовку обнаженного тела. Здесь женственность и чувственность модерна начала века (Л.С. Бакст, М.А. Добров, Н.К. Калмаков), полное отсутствие телесности в искусстве авангарда (Ю.П. Анненков, Н.С. Гончарова), неистребимая неоклассика (Б.М. Кустодиев, К.С. Петров-Водкин), идеологическая ангажированность советской Венеры (А.Н. Самохвалов), большое стилистическое разнообразие использования и презентации обнаженного тела в искусстве постсоветского периода.
Потенциальные возможности, которые несет в себе «Венера» в отношении формы и ее эмоционального и смыслового наполнения, для искусства неисчерпаемы. Этот идеал постоянно меняется в зависимости от времени, моды, стиля, оставаясь неизменно волнующим и привлекательным, что убедительно демонстрирует выставка, получившая громкое название «Триумф Венеры».
Куратор – кандидат культурологии,
главный хранитель ЯХМ Татьяна Альбертовна Лебедева
Информация – 727838,
ФАРФОРОВАЯ ЖИЗНЬ
Фарфоровая пластика фабрики Гарднера
из частной коллекции
16 октября 2013 – 3 февраля 2014
Пресс-показ 16 октября в 16.00
Ярославль, Волжская набережная, 1
На выставке представлено около 150 фарфоровых скульптур, произведенных на одном из самых известных фарфоровых заводов, фабрике Гарднера, во 2 половине XIX в. – 1 половине XX в.
Фабрика «Мануфактуры Гарднеръ», открытая в 1766 г., стала первым в России частным фарфоровым производством. Наряду с «эксклюзивом», предназначенным для императорских дворцов, Гарднер, обладавший прирожденным даром коммерции, наладил и массовый выпуск фарфоровой посуды. Она высоко ценилась в России, и когда Франц Гарднер умер, его фарфоровое производство считалось лучшим частным фарфоровым заводом в России.
В первом десятилетии XIX в. на фабрике «Мануфактуры Гарднеръ» был налажен широкий выпуск фарфоровой скульптуры, которая использовалась для украшения центральной части стола во время торжественных обедов и приемов.
С 1820-х гг. самым популярным источником сюжетов для фарфоровой пластики были журнальная гравюра, печатные листы. Героями фарфоровых скульптур стали представители всех сословий и профессий: «чистые господа» и продавцы на ярмарках, служанки и нищие, кучера и трубочисты, военные и ремесленники, городские франтихи и деревенские мужички. С середины XIX в. фабрика освоила социально востребованную крестьянскую тему, позже на заводе стали выпускать фигурки из серии «Народы России», которые были призваны информировать зрителя о роде занятий и промыслах разных народностей, об образе их жизни. С середины XIX в. в изделиях Гарднеровской фабрики появляется детская тема, отличавшаяся многообразием скульптурного решения, живостью и занимательностью сюжетных линий.
Фарфоровые скульптуры, представленные на выставке, выполнены из бисквита – неглазурованного, прошедшего один обжиг фарфора, раскрашенного матовыми красками. В отдельных местах накладывался тонкий слой специальных красок, что придавало блеск и оживляло однородную фактуру бисквита. Скульптуру не покрывали глазурью, чтобы придать «натуралистичность» образам. Эту скульптуру называли «передвижнической», в самой тематике ярко проявилось стремление ее создателей затронуть актуальные проблемы современности, изобразить «уличные типы».
В конце XIX века фабрика «Мануфактуры Гарднеръ» стала собственностью фарфорового короля М. С. Кузнецова и вошла в состав компании «Товарищества М.С. Кузнецова», завоевавшей к концу XIX в. внутренний фарфоровый рынок России.
Сейчас фарфоровая пластика вновь обрела чрезвычайную популярность. Репутация русского художественного фарфора очень высока – он стал объектом музейного и частного собирательства и считается ценным экспонатом на мировых аукционах.
Куратор:
Мусаутова Елизавета Аркадьевна,
научный сотрудник экспозиционно-выставочного отдела
Информация по тел. 303-504, 727-838,