Художественная галерея Фонда поколений
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
НЕ ПРЕРЫВАЯ МОЛЧАНИЯ...
Валентина Апухтина. Фотоколлажи
27 января – 20 февраля
Фото-графика, фото-коллаж как проекция свободного сознания Коллаж-это приближение, соприкосновение, проникновение, наваждение, слияние, сожительство, сосуществование, наслоение (бутерброд), смещение понятий, игра сознания. Это взаимодействие фантазии и реальности, разрыв привычных связей. Это смещение, замещение, перемещение ассоциаций. Это состояние невесомости. Это парадокс.
Валентина Апухтина
С 27 января в Государственной Художественной галерее Фонда поколений в Ханты-Мансийске работает персональная выставка известной московской художницы Валентины Апухтиной (г.р.1941) «Не прерывая молчания». Валентина Апухтина – универсальный художник, по образованию - скульптор, создает бумажные объекты в традициях минимализма, а также, используя фотографию как технологию, создает графические произведения, которые лишь для удобства обозначения можно определить как фотоколлажи. Ее работы обычно интерпретируются и экспонируется в графическом контексте. (Графические биеннале, выставка «Метаморфозы бумаги» в ГМИИ и др.), но могут рассматриваться и как объекты контемпорари – арта. В разных техниках Валентина Апухтина работает с темой света, с его физической и метафизической природой, с его движением и преломлением сквозь времена и слои культуры.
Об этом и новый проект Валентины Апухтиной. Выставка «Не прерывая молчания…» является, по собственным словам автора, «культуремой». Это своего рода новейшая история восприятия памятников живописи и графики ренессанса, их бытования в плотных информационных слоях современного сознания. Визуальная тема ренессанса звучит как мелодия сквозь шум окружающий городской среды, сквозь шум времени, то попадая в регулярную мондриановскую геометрию, то преодолевая поп-арт, то растворяясь и возникая вновь среди типовых кварталов советского времени.
Каждая работа внутренне строится по принципу оксюморона, вечное соединяется с приходящим, живое с неживым, фрагмент воспроизведения «Джоконды» со списком номеров выигрышных лотерейных билетов, бумага с преднамеренно напечатанной репродукцией - с случайно упавшими лепестками.
Знаменитый графический автопортрет Леонардо да Винчи соединен с растительным мотивом – черты словно растворяются в призрачной листве, и это уже лицо самого Времени.
«Коллаж - это философия, это образ жизни»,- говорит художница. Это путешествие во времени. Не прерывая молчания.
В состав выставки вошли работы из одноименной серии, взятые непосредственно в мастерской Апухтиной и работы из коллекции Сургутской галереи современного искусства "Стерх".
В.Назанский, Н.Голицына
С 27 января в Художественной галерее Фонда поколений работает персональная выставка московской художницы Валентины Апухтиной (г.р.1941), чье творчество очень многогранно. Валентина Апухтина – скульптор, акварелист, создает бумажные объекты в традициях минимализма, а в последнее время работает как фотограф, причем особенно привлекают художницу фотоколлажи. Ее творческий путь начался в 1960-е годы. Это было время, когда границы дозволенного в искусстве внезапно расширились. И уже тогда Валентина Апухтина экспериментировала, искала оптимальную форму, объем, используя разные материалы. Впоследствии она много работала и в графике, и в живописи, и в скульптуре. Произведения ее всегда отличались выразительностью и деликатностью исполнения. На выставке представлены фотоколлажи, выполненные в 2009 году.
Фото-графика, фото-коллаж как проекция свободного сознания Коллаж-это приближение, соприкосновение, проникновение, наваждение, слияние, сожительство, сосуществование, наслоение (бутерброд), смещение понятий, игра сознания. Это взаимодействие фантазии и реальности, разрыв привычных связей. Это смещение, замещение, перемещение ассоциаций. Это состояние невесомости. Это парадокс. Коллаж- это ключ к познанию мира и себя. Коллаж - это не техника, не жанр-это метафизика, это философия, это образ жизни. Это видение, ведение- сакральное знание возможностей человека, это прорыв во времени и пространстве, снятие обусловленности примелькавшихся стандартов. Через коллаж человек сможет освободиться от своей ограниченности, замкнутости в своем эго и вступить в чистый континиум Единого. Коллаж-это вновь обретенная свобода.
Валентина Апухтина
Выставка «Не прерывая молчания…» является, по собственным словам автора, «культуремой». Выдающиеся памятники живописи и графики Ренессанса преподносятся зрителю через призму современного мировосприятия. Некоторые произведения – например, «Джоконда» или «Дама с горностаем» Леонардо да Винчи – давно перестали восприниматься лишь в качестве портретов, выполненных в определенную эпоху. Они стали неким «брендом», символом не только итальянского Возрождения, но и Искусства вообще. И, используя их в качестве основы, Валентина Апухтина словно возвращает зрителю свежесть восприятия образов Моны Лизы или Чечилии Галлерани. Это с одной стороны. А с другой – мы любуемся композиционными построениями самой художницы. Ее произведения иногда сравнивают с музыкой, которая вдруг стала видимой. И эта музыка очень разная. Более звучная, мажорная в коллажах, посвященных «Джоконде», и нежная, немного печальная в произведениях, где сквозь отражение в стекле угадываются лица, созданные французскими мастерами карандашного портрета 16 века.
«Коллаж - это философия, это образ жизни»,- говорит художница. Но, работы, представленные на выставке «Не прерывая молчания…» интересны и с точки зрения создания новых графических комбинаций, преобразования двумерной плоскости в нечто новое, необычное. И каждый зритель, пришедший на выставку, остается надолго, а это говорит о многом.
Адрес: Ханты-Мансийск, ул. Мира, 2 Тел.: (3467) 355-077, 355-132 (ф)