Александр Александрович Подколзин(1921-2006)
Живопись, графика.
10 декабря в 15 часов в Выставочном корпусе музея «Новый Иерусалим» состоится открытие выставки произведений живописи и графики Александра Подколзина. Для многих посетителей это будет первое знакомство с работами мастера. При жизни Подколзина его искусство, далекое от официальной советской тематики, оставалось в тени. Кажется, что и сам художник не стремился к славе, находя радость в самом творчестве. Немногочисленные выставки мастера, вызывали интерес, прежде всего, в узкой среде знающих его художников, их привлекала своим серьезным и требовательным отношением к искусству и сама фигура Подколзина.
Скупые строки автобиографии художника мало что дают для понимания его «линии жизни»: «В 1941 году поступил в Московский художественный институт им. В.И. Сурикова, в 1943 был призван в армию. Демобилизовался в 1946 и продолжил учебу в институте. На первых курсах учился у Н. Х. Максимова, сподвижника С. В. Герасимова, И. И. Чекмазова и у В.В. Фаворского. После переформирования института перешел в мастерскую П. И. Котова, окончив учебу 1951 году».
Больший свет на творческое становление художника проливают его рассказы о деревенских корнях родителей: именно отсюда из детства тянется его любовь к деревенским пейзажам, с детством же связаны его первые яркие впечатления от искусства. Александр Подколзин рос в коммунальной квартире в Кривоарбатском переулке, здесь же, по - соседству, «вырастал» на глазах будущего художника дом знаменитого архитектора Константина Мельникова, с сыном которого, также художником, Виктором Мельниковым, Подколзин, познакомившись в детстве, остался дружен на всю жизнь.
Ранние впечатления, Мельников строил свой дом с 1927 по 1929 год, не могли не повлиять на последующие ориентиры художника. Сам он позднее говорил: «Передо мной был пример, к которому можно было стремиться». Также не могло не оказать влияние на Подколзина близкое знакомство с творчеством Николая Крымова и Роберта Фалька. К Крымову он среди многих других художников «свершал паломничество» в Тарусу еще в 1946-1947 годах, а вначале 1950-х стал посещать мастерскую опального в ту пору классика Фалька. Проникновенное отношение к натуре Крымова, «живописный психологизм» Фалька, - были близки природе таланта самого художника.
Уже в ранний период наметилась основная тональность искусства Подколзина. Если большинство живописцев в работах конца 1950-начала 1960-х годов отдавали дань «суровому стилю», создавая тематические полотна, то Подколзин практически сразу определился как приверженец камерного «тихого» искусства. Художник называл такое искусство «душевным», заявляя, что никогда не изменял ему.
Работая на натуре, в рамках традиционных камерных жанров, пейзажа, портрета, натюрморта, художник большое внимание уделял выбору самого мотива. Отдельные мотивы проходили через все творчество Подколзина. Видно, что художник искал не новизны сюжета, а стремился пластическими средствами передать новизну своих переживаний, ощущений, достичь слитности с природой и при этом преодолеть натурность изображения. Через незатейливые, до боли знакомые мотивы мастер приходил к утверждению простых и «извечных» смыслов.
Любимыми мотивами художника стали деревенские и лесные пейзажи, чаще зимние, виды Московского Кремля, пейзажи с церквями Переславля и других древних городов. Между выбором мотива и стадией завершения работы проходили иногда годы и непосредственные впечатления от натуры переплавлялись в поэтические, полные гармонии образы.
Художник - склонный к самоанализу - Александр Александрович Подколзин на протяжении всего творческого пути обращался к автопортрету. Эволюция жанра шла по пути большей сдержанности, отказа от внешней «романтической» аффектации, к созданию почти аскетических образов. Таким образам соответствовала вся жизнь художника явно предпочитавшего бытовые блага постижению тайн Бытия.
Выставка будет открыта до 01 марта 2011 года