ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВОЗНАНИЯ
Москва, Козицкий переулок, д.5
Платформа ZOOMв режиме online
Сектор Классического искусство Запада
Научная конференция
IXЧТЕНИЯ ПАМЯТИ Е.И. РОТЕНБЕРГА (1920 – 2011)
КЛАССИЦИЗМ И КЛАССИЦИЗМЫ
К 200-летию со дня смерти Антонио Кановы (1757–1822)
13 декабря 2022 года, вторник
Выдающегося итальянского скульптора неоклассицизма Антонио Кановусовременники окрестили «Вторым Фидием», сравнивая его работы с шедеврами лучших мастеров Древней Греции. Красота форм и пропорций, природная грация, естественность и свобода движений, одухотворенность материи и связь с натурой создавали идеальный образ красоты, востребованныйвкусом времени.Деятельность Кановыне ограничивалась скульптурой, живописью, рисунком.Он принимал активное участие в формировании художественной политики тех лет, был назначен папой Пием VIIглавным смотрителем памятников в Ватикане, занимал пост директора Академии святого Луки в Риме, был президентом папской Римской археологической академии, после падения Наполеона, заказы которого выполнял, работал над возвращением в Рим увезенных из Италии во Францию художественных ценностей, создал музей для гипсовых моделей собственных скульптур в родном городке Поссаньо.
«Личность, помогающая понять духовные стремления эпохи»‒так охарактеризовалКанову Стендаль, подчеркнув его значимость для европейской культуры рубежа XVIII–XIX веков, когда искусство, вдохновленное открытиями в области археологии(раскопки Геркуланума, Помпей, Стабий), переживаловолну интереса к античности и переход от державного классицизмаXVII века, светоносного барокко и прихотливого камерногорококо века XVIII-го‒к новым формамклассицистического образа в целом ряде его последовательных эволюционных стадий (неогрек, неоклассицизм, революционный классицизм, ампир). На фоне больших исторических потрясений (Французская революция, Наполеоновские войны), принесших с собой проявления крайней жестокости, обесценивания человеческой жизни и вместе с тем невиданной ранее героики и стойкости перед лицом невзгод и самой смерти в искусстве вновь пробудились интерес к образам античной классики и жажда свободной от рокайльной игривости, высокой, светлой, живойкрасоты.
Настоящая конференция – это возможность обратиться не только к вопросам, связанным с академическими исследованиями творчества самого Антонио Кановыи его влияния на художественную культуру академизма, но и к более широким проблемам западноевропейского искусстварубежа XVIII–XIX веков от веймарского классицизма Гете и Шиллера, до романтизма Байрона и Шелли, последних отзвуков бельканто у Беллини и Россини до Бетховена, ключевой фигуры между классицизмом и романтизмом.
Круг тем и вопросов для конференции:
- Европейская культура конца XVIII ‒ начала XIX веков: традиции, поиски, перспективы
- Периоды творчества Антонио Кановы, характеристика стиля
- Антонио Канова и его работы для Наполеона Бонапарта
- Мемориальная пластика Антонио Кановы
- Рисунки Антонио Кановы и европейская традиция
- Антонио Канова, художественная политика эпохи и Римская Академия
- Роль Антонио Кановыв развитии европейской академической скульптуры
- Коллекции скульптур и гипсовых моделей Кановы, их изучение и оценка
- Антонио Канова как объект исследования в искусствоведческой науке XIX–XXвеков
- Эпистолярное наследие Кановы.Дневники и письма
- Ампир и имперский миф в эпоху Просвещения. Особенности стиля, локальные школы в изобразительном искусстве и архитектуре Европы
- Палладианство в Англии. Братья Адам и их стиль
- Классика Камерона в Англии и России
- Раскопки в Помпеях и Геркулануме как источник вдохновения и подражания идеалам древности
- Классика в скульптуре Фальконе, Гудона, Шадова, Торвальдсена
- Классика в живописи Вьена, Давида, Жерара, А. Кауфман, Флаксмана
- Роль классической традиции и зарождение романтизма
- Классические темы в искусстве Блейка и Фюсли
- Неоклассицизм XVIII века и прикладное искусство Европы и России
- Русский живописный портрет конца XVIII века
- Театр Витторио Альфьери
- Франсуа Жозеф Тальма и Луи Жак Давид: возрождение античности на французской сцене
- Возрождение классицизма на немецкой сцене: драмы Гёте и Шиллера в Веймарском придворном театре
- Эстетика веймарского классицизма
- Античное искусство как воплощение гуманистического идеала на драматической сцене
- И.-В. Гёте. «Правила для актеров»: соединение опыта классицистской сцены с идеалами античного искусства
- Становление европейского актерского искусства: от классицизма к романтизму
- Декорационное искусство драматической сцены в преддверии романтизма
- Театр Комеди Франсез в канун эпохи романтизма
- Венская классическая школа и творческая деятельность позднего Гайдна и Моцарта
- Бетховен как последний классик венской школы
- Античность и ампир в музыкальной культуре начала XIX века
- Классическая традиция и развитие национально-романтической школы в музыке Германии и Австрии
Темы докладов на конференции не ограничиваются вышеуказанными вопросами.
Регламент докладов ‒ до 20 минут.
Конференция пройдет в очно-заочном формате
Заявкипринимаются до 4 декабря 2022.
В заявке просьба указать – ФИО, место работы/учебы (для аспирантов), контактный телефон, тему и коротко осветить основную проблематику выступления.
Оргкомитет оставляет за собой право отбора заявок.
Оплата командировочных расходов за счет направляющей стороны.
Электронный адрес для заявок–
Координатор конференции Евгения ВячеславовнаШидловская, старший научный сотрудник Сектора Классического искусства Запада ГИИ
Тел. +7 916 168–3329