Аннотация к изданию:
Русская графика 1800 – середины 1920-х годов в собрании Челябинского государственного музея изобразительных искусств. Рисунок, акварель, гуашь, темпера: каталог коллекции / автор вступительной статьи, составитель каталога и указателей Г.С.Трифонова. – Челябинск, 2011. – 120 с. : цв. ил.
Данное издание представляет собой следующий этап исследования и научной публикации коллекции отечественного искусства в собрании Челябинского государственного музея изобразительных искусств; первыми томами были каталог «Памятники Древней Руси. Иконопись» /автор вступительной статьи, составитель Г.И.Пантелеева.- Челябинск, 2003 и каталог «Русская живопись XVIII – начала XX веков» / автор вступительной статьи, составителей каталога и указателей Г.С.Трифонова. – Челябинск, 2006.
Коллекция уникальной графики чуть более 200 произведений (в каталог вошли 166) формировалась практически в течение всей истории Челябинской областной картинной галерее – ЧГМИИ, начиная с 1940-х годов. Часть произведений были переданы институциями Министерства культуры РСФСР и СССР, поступили из Государственного Русского музея, из частных коллекций, из собраний семей художников. Сформировавшаяся коллекция не претендует на полноту истории русской оригинальной графики классического времени, но историческая канва вполне прослеживается. Этапы истории русской графики XIX века представлены произведениями знаковых и репрезентативных имен: акварельные портреты П.Ф.Соколова и А.Г. Варнека, пейзажные и жанровые композиции, исполненные в классических графических техниках карандашного рисунка, акварели, сепии, Н.Н.Каразина, А.И. Корзухина, В.Е. Маковского, П.П.Соколова, С.В. Иванова, редкие анималистические и пейзажные рисунки И.И.Шишкина и пейзаж В.Д.Поленова. Особенно впечатляют произведения Серебряного века и первых десятилетий ХХ века: великолепный рисунок портрета М.О. Левенфельд 1913, исполненный И.Е.Репиным углем и сангиной; работы В.А.Серова, Л.С.Бакста, Е.Е.Лансере; 11 произведений нескучанского периода З.Е.Серебряковой темперой, вошедшие во многие крупные издания, посвященные творчеству художницы, приобретенные в конце 1981 году у сына художницы Е.Б.Серебрякова. Гордостью собрания стали и портреты инженера Г.Передерия и О.Малютиной большого станкового формата, исполненные С.В. Малютиным в 1919 и 1912 в технике пастели оригинальной авторской рецептуры. Произведения Л.Туржанского, К.Богаевского, А.Шевченко и Н.Псищевой, Р.Фалька, В.Чекрыгина, челябинца Н.Русакова и ряда других авторов свидетельствует об отражении богатства творческих исканий отечественного искусства в 1910-1920-е гг. Профессионально и с любовью собранная тремя поколениями музейщиков, челябинская коллекция русской уникальной графики с выходом данного издания стала доступна специалистам-исследователям и всем знатокам и любителям искусства.