Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

Ж.М. Аппаева. Монументальная скульптура Кабардино-Балкарии. Нальчик, «Тетраграф». 2015, с. 220 с илл.


Эта книга является первым научным исследованием Кабардино-Балкарской монументальной скульптуры. Автор изучает монументальную пластику в историческом аспекте, а также дает искусствоведческий анализ большого количества памятников, выявляя их содержательные и художественные особенности.

СОДЕРЖАНИЕ

Монументальная пластика Кабардино-Балкарии

Иллюстрации

Списки памятников

Указатель имен


ПАМЯТЬ О ПАМЯТНИКАХ

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» – эта пушкинская строка вполне применима к автору книги «Монументальная скульптура Кабардино- Балкарии». Искусствовед Жаухар Аппаева, на мой взгляд, совершила маленький подвиг. А возможно, и не маленький.

СМОТРЕТЬ И ВИДЕТЬ

Удивительно, но до настоящего времени в республике никто не занимался научным исследованием монументальной скульптуры. Даже более- менее систематизированного тематического фотоархива не существовало. Журналисты «КБП» и других республиканских изданий знают, что Жаухар Мустафаевна в течение нескольких лет совершала поездки в города и районы Кабардино-Балкарии, в самые отдалённые сёла, чтобы сфотографировать памятник или скульптурную композицию, сделать описание прилегающей территории, узнать от местных жителей интересные детали и подробности, связанные с произведением известного, малоизвестного или безызвестного ваятеля.
Некоторые из вошедших в книгу материалов в разное время публиковались в прессе, в том числе и в «Кабардино-Балкарской правде». Иногда мы слышали от знакомых изумлённый возглас: «А разве там есть такой памятник? Сколько раз бывал – не видел». Смотреть и видеть – глаголы разные. Возможность смотреть не обязательно предполагает умение видеть. Жаухар Аппаевой, обладающей соколиной остротой художественного и научного зрения и имеющей большой опыт работы в сфере журналистики, удалось рассмотреть информационную лакуну, которую в течение всего двадцатого века не смогли заполнить ни отдельные учёные, ни научные учреждения.
Почему так случилось? Ответ на это вопрос вдумчивый читатель найдёт в пространной, очень обстоятельной, интересной для человека с эстетическими наклонностями искусствоведческой статье, предваряющей основную часть книги. Автор, в частности, пишет: «До войны в Кабардино-Балкарии работало незначительное количество приезжих русских художников, представителей коренных народов не было. Местное руководство пыталось решать проблему подготовки творческих кадров из числа местных уроженцев ещё в 20-е годы. Однако кабардинцы и балкарцы длительное время оставались равнодушными к этому начинанию. Коренные народы, воспитанные на иных традициях и художественных ценностях, без специальной подготовки ни психологически, ни эстетически не могли воспринять новые для них виды искусства, возникновение которых не было связано с их культурными запросами. Оттого реализация этого замысла растянулась на несколько десятилетий».

ИСКУССТВОВЕД

Не менее долгим, чем процесс подготовки плеяды профессиональных художников, скульпторов, оказался период подготовки высококвалифицированных искусствоведов, способных к реализации масштабных проектов. Выпускница физико-математического факультета Кабардино-Балкарского госуниверситета Жаухар Аппаева после десяти лет преподавания в школе поступила на искусствоведческий факультет Уральского госуниверситета и окончила его с красным дипломом. Долгое время работала в музее изобразительных искусств КБР, проводила экскурсии, вела просветительскую работу по линии общества «Знание». Без малого десять лет возглавляла отдел культуры «Кабардино- Балкарской правды». Статьи Аппаевой опубликованы в профессиональных федеральных журналах, в научных сборниках, изданных в Москве, Санкт-Петербурге, Варшаве, Нальчике, Белгороде, Казани, Ижевске, Махачкале, Уфе. Жаухар выступала с докладами на многих международных научных конференциях.

ОДИННАДЦАТЬ КНИГ

За годы напряжённой творческой работы искусствовед сумела подготовить и выпустить в свет одиннадцать книг. Среди них – «Рисунок времени», «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство Кабардино- Балкарии», «Грани таланта».
Новая книга Жаухар Мустафаевны – первое в нашей республике научное исследование произведений монументальной скульптуры. «Автор изучает монументальную пластику в историческом аспекте, а также даёт искусствоведческий анализ большого количества памятников, выявляя их содержательные и художественные особенности», – говорится во вступительной части. «Большое количество» – это сколько? Пятьдесят, сто? В списке объектов, приложенном в конце книги, 247 пунктов! Альбомная часть книги включает в себя произведения монументальной скульптуры Кабардино-Балкарии, созданные в 1950-2010 годы. Временной диапазон ограничен шестьюдесятью годами. Можно предположить, что интерес автора книги простирается за эти границы, и поле дальнейшей деятельности необъятно, поскольку чем шире круг знания, тем больше граница непознанного. Однако обратимся к содержанию книги, выпущенной республиканским издательством «Тетраграф» в достойном полиграфическом исполнении.

СОХРАНИТЬ ИМЕНА

Основной блок фотографий – изображения памятников, посвящённых событиям и жертвам Великой Отечественной войны. «Стране очень дорого обошлась победа, потому историческая память народа, потерявшего на фронтах и среди мирного населения огромное число людей, требовала сохранения их имён, – пишет Ж. Аппаева. - Несколько местных скульпторов-фронтовиков прошли через всю Великую Отечественную, так что ужасы войны были для них не абстрактным понятием, а каждодневной реальностью... Пережитые страдания помогли ваятелям объективно, реалистично создать летопись военных лет».
Они такие разные – эти каменные солдаты, оставшиеся стоять на защите нашей Родины с далёкой военной поры! Как широк диапазон воображения скульпторов и архитекторов, которым каждый раз приходится искать новое решение творческой задачи!
Часто ли мы замечаем, спеша по улицам городов, «профессиональные» памятники – водителям-фронтовикам перед административным зданием автотранспортного предприятия в Прохладном, медработникам – у медицинского училища в Нальчике? А факел знаний в сквере Кабардино-Балкарского госуниверситета – «Студентам и сотрудникам КБГУ, погибшим в Великой Отечественной войне»?

В ГОРАХ И НА РАВНИНЕ

Известен каждому жителю и гостю республики монумент в честь 400-летия присоединения Кабардино-Балкарии к России. В народе его называют просто «Мария». На десятках снимков – монументы, посвященные историческим датам, памятники, воздвигнутые в честь крупных общественно-политических деятелей, выдающихся деятелей культуры и искусства. Стоящий на центральной площади Нальчика вождь мирового пролетариата В. Ленин никогда не встретится со своей женой Н. Крупской, оказавшейся в селе Озрек. Наверняка удивились бы при встрече два Пушкиных (таких разных, непохожих) – один на улице имени себя в столице республики, другой – в станице Екатериноградской. Где памятник С. Кирову? Оказывается, совсем рядом – в Долинске, в санатории имени революционера. Ещё один почему-то в с. Залукокоаже Зольского района.
Каждого посетителя нальчикского парка мудрым взором сопровождают поэты Бекмурза Пачев и Кязим Мечиев. Далеко от них – в селе Заюково – мудрец и философ Жабаги Казаноко. Адмирал Арсений Головко – в Прохладном. Покорители горных вершин Килар Хаширов и Ахия Соттаев вместе с Андреем Пастуховым и горными барсами охраняют дорогу в Приэльбрусье. Барельефы, бюсты, статуи, скульптурные группы... Тимбора Мальбахов, Валерий Коков, Кайсын Кулиев, Марко Вовчок... Люди ушли – память осталась.

ЧТО ПОЗВОЛЕНО БЫКУ

Впечатляет туристов «Древо жизни на колесе истории» у входа в городской парк Нальчика. Веселят железобетонные «Бегущие дети» у Республиканского дворца творчества детей и молодёжи МОН КБР. Редко обращают на себя внимание «Колхозник» и «Колхозница», скромно стоящие в нишах на фасаде административного здания Центрального рынка. И уж совсем в стороне от любопытных глаз осталась «Танцующая пара» в кавказских костюмах на аттике полуразрушенного кинотеатра «Победа».
И так понятны людям старшего поколения ностальгические нотки в тексте автора книги: «Ещё несколько десятилетий назад культурный ландшафт нашей республики украшало немало образцов парковой и придорожной пластики... аллегорические изображения изобилия, плодородия, анималистика. Шли годы, и один за другим они стали исчезать, пока практически все не ушли в небытие. Их не пощадили ни время, ни люди. Вроде бы на смену им должны были прийти другие произведения монументально-декоративного искусства: скульптуры для парков, фонтанов, художественные образы живой природы, фантастические и мифологические герои, которые бы населили скверы, городские улицы и площади, но этого не произошло. То ли интерес к ним пропал со стороны властей, то ли нет денег на их возведение. ...По всей республике едва ли наберётся несколько скульптур животных монументально-декоративного характера. А между тем они так привлекают внимание людей, особенно детей.
...К сожалению, большинство скульптурных образов, некогда населявших нальчикский парк культуры и отдыха, давно утрачены. Не сохранилось, к примеру, оригинальное произведение Хамзата Крымшамхалова – прелестные «Лани». Замечательное изваяние «Сатаней», принадлежавшее резцу Алексея Денисенко и украшавшее фонтан в посёлке Тегенекли (Эльбрусский район), также утрачено безвозвратно.
В 80-х годах прежние пластические произведения сменили невысокие по художественному уровню скульптурные группы, изображавшие мифических и сказочных героев, персонажей нартского эпоса, божков из кабардинского и балкарского пантеона богов, выполненные самодеятельными художниками. Потом не стало и их». Осталось «Материнство» в Урванском районе (мать и дитя). Набычился, стоя у трассы, ведущей в с. Кенже, мощный бык Станислава Катони...

И СЧАСТЛИВ КАМЕНЬ

Что ещё рассказать о новой книге тем, чьи личные библиотеки она, возможно, пополнит? Тираж невелик – по сути, «подарочный»: всего 500 экземпляров. Указатель имён, размещённый в справочном аппарате научно-популярного издания, подтверждает высокий профессионализм автора. Мне как читателю среди сотен изображений не хватило одного: портрета автора. Убеждена в том, что героев надо знать в лицо, а о том, что «Монументальная скульптура Кабардино-Балкарии» – это творческий и гражданский подвиг, я уже говорила.
«И счастлив камень в час, когда к нему каменотёс любовно прикоснётся» – строку из стихотворения Кайсына Кулиева автор поставила эпиграфом к своему творению. Счастье от прикосновения к труду Жаухар Аппаевой можно сравнить с ощущением ваятеля, приступающего к созданию пластического шедевра. Прикасайтесь к книге любовно, любезный читатель. Она этого заслуживает.


Ирина Богачева