Памятник художнику Малявину на Оренбуржье
Открытие в городе Бузулуке памятника художнику с мировым именем Филиппу Малявину стало историческим событием. Это скульптурное произведение – последнее воплощение творческого замысла петербургского скульптора Альберта Чаркина (1937-2017). Установку памятника 21 августа 2016 года приурочили к 280-летию со дня основания Бузулука, поэтому на торжественном открытии присутствовали губернатор Оренбургской области Берг и глава городской администрации Рогожкин. Финансирование проекта взяли на себя местные предприниматели, супруги Дикман.
Опрос, проводимый среди бузулучан в преддверии столь значимого мероприятия, способствовал всплеску интереса к личности Малявина и его творчеству. Подростком он покинул родные края, чтобы постичь мастерство церковной живописи на Афоне. Будучи студентом Императорской Академии художеств, неоднократно приезжал в село на летние пленэры. В XXI веке на Оренбуржье заработал Всероссийский пленэр имени Ф. Малявина, идейным вдохновителем и организатором которого является народный художник Чувашской республики Константин Долгашёв. Малявинский пленэр стал доброй традиций – третий год приезжают в живописный Бузулукский бор художники со всей России. Чувствуя свое духовное родство с Малявиным, Долгашёв считает своим долгом увековечить память выдающегося мастера, имя которого давно вошло в сокровищницу русского искусства. И, действительно, все без исключения культурные инициативы (учреждение пленэра, установка памятного знака и памятника), а также многоступенчатый, длительный процесс по их реализации – заслуга художника Константина Долгашёва.
В Троицком парке в центре Бузулука возвышается пятиметровый монумент. В сторону родового села, на Казанку, устремлен взор художника. Сейчас это место обезлюжено и заброшено, покинуто последними старожилами, которым посчастливилось стать свидетелями того, как два года назад при въезде в село инициативной группой был установлен памятный знак Филиппу Малявину – замечательный почин к более масштабному событию 2016 года.
В скульптуре Чаркина просматривается петербургский отпечаток. Черты лица живописца напоминают облик молодого Петра I, не потому ли, что биография автора памятника тесно связана с городом на Неве. Чаркин видит в Малявине прежде всего художника с уникальным эстетическим мышлением, новатора, подобно неутомимому и харизматичному царю-реформатору. Энергия созидательных интенций нашла воплощение в моделировке одухотворенного, сосредоточенно-волевого лика художника, запечатленного в момент творческого акта. Уверенной рукой Малявин держит кисть и палитру, напоминающую образцы палитр репинских учеников. Для иконографического лекала скульптор выбрал самый ранний из известных фотографических документов – снимок 1892 года из личного дела студента Академии художеств Малявина. Не слепо следуя оригиналу, Чаркин предлагает свое видение натуры, характера, темперамента прославленного мастера, что, по нашему мнению, как бы закладывает изобразительную тезу: Малявин – это Петр I в живописи.
На малой родине героя моих исследований мне представилась возможность побывать благодаря приглашению, полученному от Союза художников Чувашии. В Бузулуке состоялось мое знакомство с работами Филиппа Малявина, представленными в экспозиции краеведческого музея: тремя малоизвестными графическими листами и ранним, пронизанным тонкими лирическими интонациями, камерным живописным портретом деревенского мальчика. С теплотой вспоминаются встречи с энтузиастом своего дела, директором Бузулукского краеведческого музея Александром Лубенцом, а также внучатой племянницей художника Надеждой Малаховой, одной из последних хранительниц семейных преданий. Звучным аккордом этой чудесной поездки стал проливной дождь, разразившийся после затяжной сорокоградусной жары в день открытия памятника.
Майя Сёмина
кандидат искусствоведения