Выставка "Альбер Марке. Распахнутое окно». Произведения из музеев и частных собраний России и Франции", недавно показанная в ГМИИ (с 27.09.2016 по 08.01.2017), -- вторая в нашей стране выставка этого художника. Первая была в 1959 году, также в ГМИИ, затем ее показали в Эрмитаже и Киеве. Подчеркнем, что это была вообще первая после кончины художника (1947) ретроспективная выставка его работ. Она стала возможной в значительной мере благодаря сотрудничеству с Марсель Марке, вдовой художника, привезшей тогда из Франции около 40 его картин и множество графических листов. В ней были живы теплые воспоминания о поездке с мужем в СССР в 1934 году. Они были впечатлены гостеприимством, музеями, особенно Музеем нового западного искусства, с его собранием ранних работ Марке, приобретенных для своих коллекций Сергеем Щукиным в 1908 --1911 гг. (девять картин) и Иваном Морозовым в 1907--1913 гг. (шесть картин).
Этим картинам, составившим ядро выставки 1959 года (а также нынешней выставки) отводится особое место и в дневниковой записи Н.А, Дмитриевой.
Публикуется впервые. Авторские написание и пунктуация сохраняются
14 января 1959 года
Сегодня была на выставке Марке. Кроме картин московских и эрмитажных, там еще картины и рукописи, привезенные в Москву вдовой Марке.
Наши картины все-таки самые лучшие. Чувствуется прекрасный выбор понимающих дело коллекционеров. «Везувий», «Мост Сен-Мишель», «Порт Гонфлер» (Honfleur Harbour) / «Порт в Онфлере - СЧ»/, «Собор Парижской богоматери зимой», «В Неаполе» -- это первоклассные произведения, сочные, светящиеся, живые. Особенно хороши они издали. Как никто, Марке передает воду, ее бирюзово-перламутровые переливы, ее свежесть. Раздельные, редкие мазки издали соединяются в нечто волшебно-живое.
Мотивы очень простые. Марке больше всего любит порты, гавани с парусами, городские улицы, перерезанные рекой с мостом или каналами. Любит толстые черные контуры, выделяющие основное; иногда внешняя простота доходит до детскости.
Из привезенных картин мне понравились «Вид на Алжир со стороны мола», «Порт Гавр» (с огромными кранами), «Ла Рошель» (легко зеленоватое, нежное море с парусами).
Вещи 30-х и особенно 40-х гг. погрубее. Как бывает со многими живописцами в старости (напр. с Грабарем) Марке огрубляет свою, прежде найденную манеру, становится грубоват, негармоничен. Такова «Белая изгородь» и некоторые другие.
Все-таки художник очень хороший Один из тех, о котором словами сказать невозможно – не идет в слова.