Плиева Маргарита Георгиевна,
кандидат искусствоведения, член АИС.
Владикавказ
ОБРАЗ ДЗЕРАССЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ш.е. бЕДОЕВА.
Заслуженный художник РФ, Народный художник РСО – А и РЮО, Бедоев Шалва Евгеньевич с конца 70-х гг. ХХ в. до 2005 г., многократно возвращается к образу Дзерассы, героине осетинского эпоса «Нартские сказания». Важно и то, что при воплощении образа, художник обращается к различным видам изобразительного искусства, тесно переплетенным в его творчестве.
В сказании «Яблоко нартов» читатель впервые встречается с Дзерассой: «Осветилась внезапно яблоня, и увидел Ахсартаг голубку возле чудесного яблока. И только сорвала она яблоко, как пустил стрелу Ахсартаг, и половина крыла голубки упала на землю, сама она, обливаясь кровью, неровно и низко пролетела над землей, а яблоко упало на землю».
«Бережно завернул Ахсартаг в шелковый платок половину крыла голубки. Платок сунул за пояс, яблоко – за пазуху и, когда совсем рассвело, сказал Ахсару:
- Я ухожу искать эту погибельную птицу. Пошли братья по кровавому следу; привел он их к берегу моря.
-Он под воду ведет, - сказал Ахсар.
Ахсартаг сказал Ахсару: Я иду на дно морское. Запахнул одежду Ахсартаг, туго подтянул ее, ступил на дно моря и скрылся под водой».
Далее, из сказания «Красавица Дзерасса», читатель узнает, что в подводном царстве «стены дома — из перламутра, полы — из голубого хрусталя, и утренняя звезда светит с потолка. Переступил Ахсартаг порог дома и увидел: сидят там семеро братьев и с ними две сестры, одна красивее другой. И ответили ему братья:
— У нас три сестры, и повадилась одна из них, Дзерасса, на беду свою в сад нартов. Там за день созревало на яблоне золотое яблоко. А ночью превращалась в голубку сестра наша Дзерасса и похищала его. Не раз говорили мы ей: «Отважны юноши нартов, даже птицы боятся пролетать над ними. Не летай за яблоками». Но она не послушала нас.
«Вот что увидел он. Лежит в постели девушка, волнами падают на пол ее золотые волосы. Солнце смеется на ее лице, луны блестят на ее груди. Повернулась она к Ахсартагу, и от счастья не сдержал он улыбки. Выхватил он из-за пояса шелковый платок, развернул его и наложил на рану Дзерассы половину ее крыла. Дал ей яблоко, отведала его Дзерасса и стала в семь раз краше, чем была».
Дни шли за днями, недели за неделями. «Ахсартаг и Дзерасса жили в подводной стране Донбеттыра - повелителя вод и морской стихии. И вот наступил день, когда вспомнил нарт Ахсартаг о брате своем Ахсаре и загрустил.
В заветный час выдернула Дзерасса из косы своей золотой волос, обвила им себя и Ахсартага, превратились они в рыб, сияющих перламутровой чешуей, и выплыли на поверхность моря.
Вышли со дна морского Ахсартаг и Дзерасса и увидели на берегу шатер из звериных шкур. Вошли туда. Ахсар на охоте, шатер пуст. Заглянула Дзерасса в шатер, и все в шатре осветилось сиянием, исходившим от ее лица».
И, в сказании «Смерть Ахсара и ахсартага», трагический конец и бегство Дзерассы: «Уастырджи поверил Дзерассе, и она, достигнув берега моря, кинулась в волны и ушла вниз, в отцовский край, в страну Донбеттыра» [1].
В романтических живописных полотнах Ш.Е. Бедоева, посвященных одной из главных героинь Нартского эпоса, на нежно – голубом небесном фоне предстает златокудрая пышнотелая Дзерасса – девушка – рыба - птица в потоке золотых яблок и фантастической листвы. И, хотя в сказаниях Дзерасса предстает, как дева - птица – рыба и ей подвластны все три стихии, лежащие в основе скифо - аланской мифологии, Ш.Е. Бедоев воплощает образ девы - птицы.
Многие художники обращались образу героини – матери ключевых фигур Нартских сказаний, но впервые в искусстве именно Ш.Е. Бедоев создал лирический, полный нежности и неги образ Дзерассы.
В центре роскошного пиршества красок, парит юная дева - птица в пышном наряде. Чуть наклонившись, она приняла умиротворенно - шаловливую, неустойчивую позу. Ее естественная непринужденность движения сразу внесла пленительную, естественную простоту в композицию полотна. Вместе с тем, не чужды ей тщеславие, гордость и высокомерие.
Солнечные лучи пронизывают крылья девы - птицы, прячутся в сочном аромате золотого яблока или потока яблок, играют ослепительными бликами на нарядном стволе и, увлекая вглубь, зовут насладиться утренней прохладой. Синева и хрустальная прозрачность «держат» картину. Умиротворение разлито во всем, нежная наполненность воздухом и влагой сообщают природе поэзию и одухотворенность, тонкий лиризм.
Бедоев Ш.Е. заставляет буквально звенеть золотистый цвет волос, не страшась соперничества с блеском оперенья, пылающими отсветами ствола дерева, переливами облаков в небесной синеве. И вместе с тем у зрителя не возникает ощущения пестроты потому, что художник нашел связи и соотношения тонов. Через сияние света на полотне, и мажорный колорит (1990,2005) он передает свое ликование от встречи с этой расцветшей красотой.
Мастер тонко чувствует единство пространства, света, воздуха и цвета. Прозрачные тени легко скользят по лицу и телу молодой женщины. Образ Дзерассы – это воплощение женственности, жажды жизни. Легкий ритм движения перьев птицы, живописная игра света и теней, изумительная гамма сине-голубых, изумрудно-зеленых, золотистых цветов со всем богатством нюансов вносят в картину живое дыхание и поэтичность.
В своем творчестве Ш.Е. Бедоев тяготеет к изображению чудесного, к тому, что живет в чувствах человека, в его фантазии, в причудливых созданиях его воображения. Не живую женщину из плоти и крови писал художник, а фантастическое существо. Красота бедоевской Дзерассы рожденная морской, земной и небесной стихиями, соткана из закатных лучей, игры волн, небесной синевы, исполнена чувственного обаяния, пленительной женственности. Шелестят под ветром крылья, сверкая, словно дорогие каменья, затягивает и манит взгляд. Еще миг, взмахнет крыльями дева - птица и скроется в небесной синеве или морских волнах.
Чтобы одинокая фигура не «потерялась» в пространстве, художник помещает ее на первом плане. Но тема в основе решена именно как показ фигуры Дзерассы в грандиозном пространстве. Доминирующая фигура дана в окружении фантастического оперенья. Оно равномасштабно фигуре Дзерассы и вместе с нею противостоит, как объемы пространству неба. Благодаря этому статичная по позе фигура приобретает динамическую направленность в сторону пустого пространства. Получается сложная гармония статики и динамики, столь важная именно для станковой картины. Художник добился такого гармоничного решения, в котором природа в своем пространстве противопоставлена фигуре, а в своей предметности зрительно с нею связана.
Фигура при сложности контура воспринимается единой целостной массой и эффективно выделяется на писанном мелкими мазками зеленоватых и сероватых тонов нейтральном фоне. Дева - птица озарена светом, падающим слева и несколько снизу, делающим более объемными пышные крылья. Полотно пронизано светом и тогда, когда на фоне не изображено никакого пейзажа (1977,1991,2000, 2005) и тогда, когда изображены густые облака, и багровое зарево, оно воздушно, свежо и пространственно. Сине - голубые тона фона находят свое частое выражение в золотисто - голубом оперенье девы - птицы (1977, 1991, 2000) и вся красочная палитра в одноименных произведениях 1990, 2005 гг.
Если сложность переходов цвета и множественность мелких мазков фона родственны трактовке крыльев, то характер самих мазков различный. В то время как фигура писана длинными мазками, а крылья - преимущественно короткими разнообразно круглящимися, то фон дан мазками горизонтальными, особенно там, где он соприкасается с фигурой. Это позволяет лучше выделить фигуру, не отрывая ее иллюзорно от фона, написанного легко и воздушно.
Среди господствующих голубых пятен разной степени освещенности видны и мазки других цветов – желто-зеленых, фиолетовых, розовых (1977, 1991) и все оттенки красного, коричневого, синего и т.д. (1990, 2005). Это разнообразие и введение в основной цвет крыльев мазков другого цвета делает его живым и богатым. Они кажутся каким - то фантастическим букетом. Руки «нежно восковые», держащие золотое яблоко образуют переходные формы и «вся она легка как птица».
Из дивной красоты крыльев Бедоев, словно наблюдает, как рождается стройная женская фигура. Сквозь едва наброшенную одежду «ее фарфоровое тело томит неясной белизной», полубогиня «грудь младую, белую воздымает», «на девственных устах улыбка замирает». Художник словно «обольщен прелестным сновиденьем», вымышленное приобретает удивительную убедительность. Все складывается на глазах, возникает из хаоса, линейные ритмы то сплетаются, то перебивают друг друга, краски мерцают, свет колеблется, создавая атмосферу неги и красоты. Есть особенная прелесть в печальном, томном взгляде большеглазой, восточной красавицы.
В картине умело, передан объем и расставлены цветовые акценты, а главное, вся картина с ее серо - голубыми и сиренево – розовыми (1990-е) или красно – сине –бежевыми (2005), тонами образует дивную, красочную гармонию.
Ш.Е. Бедоев пользуется любым случаем, любыми возможностями для того, чтобы как-то по – другому, каждый раз повернуть свою тему и в различии решений обогатить ее содержание новыми сторонами. Его волнует сам образ, вернее волнует возможность еще и в данном виде изобразительного искусства, его особыми средствами снова выразить тему женской красоты в окружающем мире. Это побудило художника в 2005 г. создать два произведения «Яблоко нартов» в технике эмали.
Общий колорит живописи Бедоева, и в особенности лирической, - внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность. К этому прибавим, «что если всякое человеческое чувство уже прекрасно по тому самому, что оно человеческое», то у Бедоева «всякое чувство еще прекрасно, как чувство изящное и грациозное»: это не просто чувство человека, но чувство человека - художника.
Творчество Ш.Е. Бедоева, выпускника мастерской Е.Е. Моисеенко ИнЖСА им. И.Е. Репина АХ СССР (ныне ГАИЖСА им. И.Е. Репина) – яркое, обаятельное и умное – всегда привлекает зрителей, его полотна чаруют нас и образностью, и поэтичностью, и живописным мастерством.
Именно его усилиями и настойчивостью был открыт факультет искусств при СОГУ им. К.Л. Хетагурова и кафедра ИЗО, бессменным заведующим, которой он является.
Заслуги Шалвы Евгеньевича Бедоева по - достоинству оценены и в стране, и в мире: Действительный член РАХ, академик, Заслуженный художник РФ, Народный художник РСО-А и РЮО, профессор СКФУ. Награжден Золотой медалью РАХ, медалью «За заслуги перед отечеством II степени», медалью «Достойному» РАХ, Золотой медалью ТСХ РФ, Национальной премией в области художественной литературы, искусства и науки «Яблоко нартов», Дипломом и Золотой медалью Европалаты.
Литература.
1.Бедоев Шалва. Живопись, эмаль, рисунок. Альбом. Вступ. ст. Боровский А.Д. – Р/Д: ВиВ, 2013
2.Нартские сказания. Под. Ред. А.А. Жажиева, пер. Ю.Н. Либединского. – Цхинвал: Ирыстон, 1981. – С. 32-37
Иллюстрации
- Ш.Е. Бедоев. Дзирасса. 1977. Х.,м. 100х95. Собственность автора.
- Ш.Е. Бедоев. Золотое яблоко. 1991. Х.,м. 170х140. Собственность автора.
- Ш.Е. Бедоев. Золотая яблоня. 1991. Х.,м. 150х140. СОХМ им. М.С. Туганова. Владикавказ.
- Ш.Е. Бедоев. Золотая яблоня. 2000. Х.,м. 150х140. Собственность автора.
- Ш.Е. Бедоев. Золотое яблоко. 2000. Х.,м. 100х95. Частная коллекция. Париж.
- Ш.Е. Бедоев. На рассвете. 2004. Х.,м. 100х95. Музей РАХ. Москва.
- Ш.Е. Бедоев. Легенда о золотом яблоке. 2005. Х.,м. 95х100. Музей РАХ. Москва.
- Ш.Е. Бедоев. Золотая яблоня.2005. Эмаль. 40х50. Собственность автора.
- Ш.Е. Бедоев. Золотая яблоня. 2005. Эмаль. 40х50. Собственность автора.
Иллюстрации отсканированы из альбома «Бедоев Шалва. Живопись, эмаль, рисунок». Вступ. ст. Боровский А.Д. – Р/Д: ВиВ, 2013
[1] Сказания о нартах. Под. Ред. А.А. Жажиева, пер. Ю.Н. Либединского. – Цхинвал: Ирыстон, 1981. – С. 32-37