Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

Аппаева Жаухар. Сотворил собственный мир.

 

СОТВОРИЛ СОБСТВЕННЫЙ МИР

ЖаухарАппаева

Талант художника у Владимира Баккуева был замечен еще в годы учебы в школе. Хотя он и не получил системного художественного образования,тем не менее, у него был, так сказать, персональный учитель, замечательный скульптор, заслуженный художник КБАССР Алексей Моисеевич Денисенко. С азами изобразительного искусства начинающий художник познакомился у него, но всю жизнь учился самостоятельно, не упуская ни однойвозможности пополнить свой багаж знаний новыми художественными приемами и средствами выразительности, которыми пользовались его старшие коллеги, или серьезно изучая особенности техники художников мирового уровня, принадлежащих разным направлениям и стилям, специально для этого посещая московские и ленинградские музеи.

Свой творческий путь В. Баккуев началс «уроков» французских импрессионистов, затем прошел через ряд увлечений авангардистскими течениями (правда, этот период был краткосрочным),и вскоре обратился к поискам художественного языка, который бы помогему передать в своих произведениях балкарскую ментальность.Все еготворчество служит свидетельством усиленных стилевых поисков, сначала – характерных для культурной ситуации периода оттепели,затем - 70-80-х годов прошлого века, когдав стране возобладал национальный дискурс, появились необходимые условия для развития этнической специфики изобразительного искусства, апозже – эпохи перестройки, когда радикально сменился культурный код от соцреализмак плюрализму. Этнический фактор начинает играть важную роль в творчестве и В.Баккуева, формируя национальную идентичность его живописи. Он стремится перенести на национально-региональную почву некоторые стилевые особенности, пластические приемы мирового искусства. И надо отметить, что ему удаетсяих успешно адаптироватьк менталитету балкарцев.

Соединяя особенности разных стилей и направлений, преломляя их в балкарском духе, живописецупорно занимался поиском художественного языка, который бы пластически точно выражал национальное мироощущение балкарцев, был способен адекватно изобразить жизнь родного народа. Полотна, созданные в годы перестройки и постперестроечное времясвидетельствуют о том, что он не только чувствует глубинные токи этнической идентичности, но и умеет отразить их в своих полотнах. Таким образом можно говорить о том, чтоему удалось создать собственный уникальный стиль, способный передать балкарское мировидение и миропонимание.

Если для многих художников эпоха перестройки оказалась тяжким испытанием, поскольку часть из них вынуждена была уйти с артсцены, другие оказались в творческом кризисе, то для Владимира Баккуева этот период сталвесьма плодотворным. В эти годы, несмотря на трудности времени, он был полон витальных сил, не испытывал дефицита идей. Обладая богатым творческим воображением, желая непременно реализовать обуревающие его идеи, он работалбез устали.Его жизнь была непрерывным художественным поиском, причем для него был важен не только конечный результат, но и сам творческий процесс, который приносил ему глубокое удовлетворение.

БиохроникаБаккуеваэтих лет богата интересными фактами, оказавшими прямое или косвенное влияние на его творчество.Задумав снять фильм о самой страшной трагедии, произошедшей в жизни балкарского народа, – его депортации в Среднюю Азиюв марте 1944 года, кинорежиссер Рубен Мурадян решил пригласить в качестве художника-постановщика одного из балкарских художников. Группа киношников обошла мастерские нальчикских художников в поисках подходящей кандидатуры и остановила свой выбор на В. Баккуеве. Выбор был не случайным. В егомастерской они увидели картины, которые оказались чрезвычайно близки по духу задуманному режиссеромсценарию. Среди заинтересовавших их работ былаиотличающаяся глубиной драматизма картина В. Баккуева «Дорога смерти» – произведение, созданное человеком, ставшим жертвой чудовищного преступления сталинщины, видевшим эту трагедию лично. Общенациональная боль балкарцев, переживших геноцид, не утихает до сих пор, потому он подчинился нравственным и этническим императивам,заставившим его взяться за кисть. Художник понимал, что это его долг перед родным народом.

Когда Р. Мурадян предложил художнику сотрудничество, тот страшно волновался, сможет ли справиться с этой масштабной и чрезвычайно сложной работой. Волнения оказались напрасными: все прошло наилучшим образом. Фильм, по мнению критиков, оказался удачным, глубоко и точно отразившим пережитые балкарцами ужасы двухнедельного«путешествияна край жизни», поскольку они были уверены в том, что депортация –это лишь прикрытие истинных намерений властей –уничтожить их в пути.

Работа Баккуевав кино была замечена в других регионах Северного Кавказа. Вскоре его пригласили в Ингушетию в качестве сценографа Ингушского госдрамтеатра, в котором совместно с балкарским режиссером Борисом Кулиевым они поставили девятнадцать спектаклей. Все спектакли шли с аншлагом. По приказу министерства культуры Ингушетии на время работы над театральными постановками их поселили в трехкомнатной квартире и, по воспоминаниям художника, очень опекали. «Назрань – театральный город, ингуши большие любители театра. И вообще к культуре там было другое отношение, чем, к примеру, у нас»,– вспоминал Баккуев.

Уместно вспомнить еще один интересный факт из биографии ВладимираКаншаовича. Однажды, когда он отправился в туристическое путешествие по Испании, таможенники при обычном досмотре заметили в его сумке нож и хотели изъять его как холодное оружие. Объяснения Баккуева, что нож предназначен для заточки карандашей, не возымели воздействия. Его задержали. Пока таможенник на минуту отвлекся на другого пассажира, он успел набросать его портрет, который так восхитил последнего, что, получив в дар свой портрет и уже не сомневаясь в том, что перед ним настоящийхудожник, он тут же вернул ему нож и без всяких препятствий пропустил через границу.

Поездка подарила Владимиру множество незабываемых впечатлений от увиденных в испанских музеях шедевров живописи. Он вообще был страстным любителем музеев. Как только представлялась возможность, мчался в Москву или другой культурный центр, чтобы насладиться в музеях любимыми произведениями искусства.

Как бы ни привлекали внимание Баккуева мировые шедевры, на первом месте всегда оставалась работа надсобственными картинами. Он обращался ко всем жанрам живописи, но более всего тяготел к портрету и пейзажу. Как правило, в портретах он стремился запечатлеть,в первую очередь, представителей балкарской интеллигенции и своих коллег-художников. Его портретная концепция предполагалаособое соотношение социальных, национальных и индивидуальных черт человека. Он стремился создать правдивый, документально значимыйи в то же время эстетически весомый образ человека с неповторимо-личными чертами. Хотя портретов у художника немало, он избежал опасности тиражирования, самоповторов, поскольку, начиная работу, каждый раз искал новый модус, новые выразительные средства и приемы, чтобы увидеть своего героя с «нового ракурса».

Портрет выдающегося советского и российского ученогоТимура Энеевалишен парадности и официальности.Автор акцентировал внимание навнутреннейэнергии ивысоком интеллекте своего героя. Как и другие его портретные образы он психологически убедителен. Напротив, портрет столь значимой для балкарцев персоны, как академикМихаил Залиханов,носит парадный характер. Величественный, торжественный визуальный образ отличается большой выразительностью. Умело переданывыражение лица, поза и, главное, взгляд. Автор сохраняет все самое важное в образе академика, отказываясь от всего лишнего.Фон осмысливается им как эстетическая категория.

Своих персонажей автор изображает не только в самые благополучные для них моментыжизни или,так сказать, в звездный час. В образахгероев В. Баккуевапорой отражены противоречивые чувства или даже жизненные драмы. В графическомпортрете Бориса Кулиева мы видим человека, оставшегося наедине с собой и своими переживаниями. Режиссеризображен в состояниипредельного эмоционального напряжения, охваченным внутренней борьбой.Его фигура и весь облик свидетельствуют о затаенном страдании, в нем сквозят внутренняя усталость и надломленность. Заострение форм, острый синкопический линейно-силуэтный ритм, взволнованная аффектация позы и жеста передают высокий накал чувств.

Иной смысл несет портрет балетмейстера МухтараКудаева, которого автор запечатлел в момент, когда его посетило творческое озарение. Автор изобразил его в характерной для него позеи все внимание сосредоточил на внутреннем мире героя. Этому, в частности, способствует и выбранный им нейтральный фон полотна.

Многие балкарские художники обращаются к мотиву кийиза. Именно в этом бытовом предмете наиболее отчетливо отразилась ментальность этноса, и потому он стал подлинным маркером культуры балкарцев. Умело использует декоративные возможности цвета, ритмику орнаментов кийизов и Владимир Баккуев.

Отдельные узоры в различных ритмических и цветовых сочетаниях разбросаны по поверхности его картин, дополняя смысл картин и оказывая на зрителя особое эмоциональное воздействие. Орнаменты постоянно варьируются, становясь духовным стержнем его работ, превращаясь в знаковую систему. Весьма успешно этот прием живописециспользует, в частности, работая над портретами своих современников: поэта Кайсына Кулиева, поэтессы ТанзилиЗумакуловой, музыканта Солтан-бека Абаева,художника Ибрагима Джанкишиева, телеведущей Лейлы Токумаевой и других.

Из-под кисти Владимира Баккуевавышла целая галерея портретов актеров Балкарского госдрамтеатра имени Кайсына Кулиева. Это реалистические образы таких замечательных актеров, как Зоя Махиева, Магомет Кучуков, МажидЖангоразов, Хамид Юсупов, Алексей Шахмурзаев, в которых подчеркнуты их индивидуальность, особенности темперамента. Портреты, несомненно, представляют ценность не только как документальные источники, но и высокохудожественные произведения.

Особенно часто Баккуев обращается к жанру автопортрета, который позволяет емупередать оттенки собственного душевного состояния в разные моменты жизни. Чаще всего – этовыплеск личных глубоких и далеко не всегда счастливыхпереживаний. Эти произведения заставляют зрителя размышлять о жизни и судьбе человека, о перипетиях его судьбы, наконец, о морально-нравственных проблемах, этическом смысле жизни.

Фирменным знаком Баккуева наряду с орнаментамикийизов можно назвать и камень. Концепт «камень», который занимает центральное место во всех без исключения фольклорных и литературных произведениях карачаевцев и балкарцев, стал у Баккуевагероем, средством и приемом решения проблем живописи, что вполне объяснимо, ведь камень для балкарца – «наше все». То, что центральное место в национальной картине мира карачаевцев и балкарцев отведено камню,вполне естественно и связано со спецификой их среды обитания. Используя технику пуантилизма, живописец изобрел оригинальный способ создания полотен как бы выложенными из цветных камешков. Если французскиепуантилисты, работая над картиной, пользовались точечным приемом, то Баккуевкак бы выкладывал изображения из гальки, наподобие мозаики.Можно назвать множество картин Баккуева, созданных в подобной технике. Среди нихпортрет артиста Алексея Шахмурзаева, «Натюрморт с цветами», пейзаж «Осень», жанровая картина «Нальчикский дворик».В этих произведениях он особенно удачно использует фактурные возможности, цветовые нюансы красочного слоя.

В некоторых других картинах Владимир использует приемы и средства выразительности, характерные для живописи Запада, однако удачно ассимилирует их, адаптируя к менталитету балкарцев. В частности, речь идет об использовании специфики такого художественного течения, как дадаизм, черты которого ярко проявились в ряде картин живописца.

Автор нередко воссоздает в своем творчестве хорошо знакомый и бесконечно любимый мир родины. Внескольких вариантах картины«Балкария», которая представляет собой собирательныйобраз Балкарии, мы видим принцип панорамного решения композиции. Это – горный ландшафт, увиденный с птичьего полета, что вполне естественно для жителя гор. Ритмическая организация планов объединяет в единый узор далекое и близкое. Автор как бы«населил»родные горы самыми выдающимися людьми Балкарии и дополнил пейзаж балкарскими башнями, другими сакральными архитектурными сооружениями, которые углубляют философский смысл картины.Не только в этом полотне, но и во многих других картинах живописец уделяет большое внимание знаковой стороне символа.

В своих пейзажах В. Баккуев далек от натуралистической трактовки природного мотива. Работая над ними, он использует самые разные стилистические приемы и средства выразительности, начиная от пленэристических до самых что ни на есть абстрактных. Вся выразительность пейзажей строится на цвете, его градациях и переходах в другие цвета. В одних случаях он использует оптику мягко очерченного рисунка, имитирующего фактуру кийиза, в других – строит пространство через геометрию балкарских орнаментов, третьи – рождаются благодаря удачному синтезу различных приемов.

Живописец Владимир Баккуев был и остается одной из важных фигур балкарского изобразительного искусства. Он оставил богатое творческое наследие. Часть работ отправилась в коллекции друзей и меценатов, какие-то разошлись по миру в качестве подарков. Наиболее интересные работы оказались в собраниях Кабардино-Балкарского музея изобразительных искусств имени Ткаченко и других культурных институцийне только нашей республики, но и других регионов. Без сомнения, лучшие работы художника пополнили золотой фонд культуры Кабардино-Балкарии.