К 75-летию В. Курданова
ВСЕЛЕННАЯ ГОР ВАЛЕРИЯ КУРДАНОВА
Жаухар Аппаева, г. Нальчик
К 70-м годам прошлого столетия «соцреализм» в СССР начал сдавать свои позиции, и в советском искусстве появились многообразные тенденции творческой практики. Полистилизм в культуре вскоре достиг и Кабардино-Балкарии, позволив и здешним художникам обновить язык местного искусства. Балкарский художник Валерий Курданов с самого начала творческого пути, совпавшего с этими переменами в изобразительном искусстве, стремился обрести собственный пластический язык, который бы позволил ему изображать в своих картинах национальный мир родного народа. В решении вопроса ему помогло обращение к возникшему в 1970-х годах направлению, получившему название «этнофутуризм». Выбор этого направления у части советских художников – представителей малочисленных народов СССР – был связан с желанием не растерять национальную идентичность в массовой глобальной культуре.
Произведения Валерия Курданова всегда были связаны с родными горами. Тонкий художественный вкус и глубокое понимание специфики своего таланта позволили ему передавать в своих полотнах собственное оригинальное видение мира с «балкарским курсивом», сплавив для этого фольклорную традицию с примитивизмом.
В картинах живописца не найдешь изображения городской жизни, поскольку он прекрасно понимал, что город стирает национальные черты культуры этноса. Потому он выбирает село, где еще сохраняются архетипические пласты культуры горцев и одновременно нарождается новое, заставляя вступать в диалог старинное и современное. Свой идеал художник нашел среди простых людей, хранителей того исконного, что есть в народе. Персонажи Валерия Курданова несут на себе явные следы традиционного образа жизни: занимаются исключительно теми видами деятельности, которые были извечно характерны для балкарцев. Они всегда одеты в национальную одежду, к тому времени вышедшую из употребления, но вызывающую у автора острую ностальгию по ее утрате. Ее форма и цвет носят символический характер и полны глубоких смыслов. Валерий Курданов не хочет смириться с исчезновением из жизни и других важных элементов балкарской культуры. Это заставляет его вновь и вновь воссоздавать в своих полотнах традиционный быт балкарцев, прекрасно понимая, что именно в нем коренятся основы мироустройства, образа жизни народа.
Множество используемых живописцем языческих и мусульманских символов из сокровищницы фольклора и сакральной культуры балкарцев добавляет новые смысловые аспекты понимания этнокультурных ценностей народа. Именно они придают произведениям Курданова вневременной характер, позволяя рассматривать сюжеты и в сиюминутном значении, и в более широком историческом измерении. В картинах художника отражен старинный уклад жизни балкарцев, и всегда мастерски выстроен рассказ: ведь нарративность – отличительная особенность его творчества. Вместе с тем, можно говорить о том, что это не просто жанровые картины, а серьезная рефлексия о бытии народа, о национальном духе балкарцев.
Автор удачно сплавляет национальные мотивы с национальными орнаментами, являющимися подлинным маркером культуры балкарцев. В качестве маркера этнической идентичности выступает и антропологический тип его героев. Зритель безошибочно узнает в персонажах В. Курданова неповторимые типажи балкарцев, всегда яркие, меткие, правда, без психологической, портретной характеристики, что не мешает автору через них передать сущность характера всей нации, так сказать, ее душу.
Выбранный Курдановым стилевой принцип, в котором он удачно соединил европейские традиции с местным народным колоритом, позволил ему в эпоху кризиса этнической самобытности создать легко узнаваемое национальное искусство с ярко выраженной балкарской ментальностью, положив начало развитию «этнофутуризма» в Кабардино-Балкарии. «Абсорбировав» это направление, он зримо представил перед соплеменниками их собственную жизнь и мировидение.
Произведения В. Курданова органично сочетают конкретное, наблюденное и поэзию национального, внутреннюю экспрессию и декоративность. Для многих своих работ он нашел оригинальную форму, нередко проникнутую доброжелательным юмором, как, например, в картинах «Гадание на бараньей лопатке» или «За чтением газеты». У него специфическое мироощущение, основанное на гармонии человека с окружающим миром, единстве формы, цвета и света. Основными средствами для передачи эмоций он выбирает активный цвет и экспрессию рисунка. Действие в картинах В. Курданова, как правило, разворачивается во дворе балкарского дома или на улице на фоне развешанных для просушки или продажи традиционных изделий с балкарскими орнаментами, выполненных местными мастерицами. Сравнивая картины Курданова с большинством картин кабардино-балкарских художников, носящих соцреалистический, то есть безнациональный характер, можно сказать, что искусство Курданова приобрело новое качество –национальный колорит. Оно дает зрителю ощущение жизни как бы в другом измерении –в этнический период.
Используя прием застывшего времени, условный живописный язык, статичность поз, В. Курданову удается передать внутреннюю энергию своих простодушных и наивных героев – «Невесты» и «Жениха», образы которых свидетельствуют о их духовной, нравственной чистоте. Нравственный модуль поведения прочитывается и во многих других образах, созданных живописцем.
В пейзаже живописец также далек от натуралистической трактовки природного мотива. Он писал свои картины не с натуры, а как бы изучив жизнь запоминающим взглядом и «обработав» свои впечатления, излагал свои мысли на холсте в метафорической форме. Ландшафтная живопись построена на сопоставлении локальных цветовых масс, которые кажутся живыми и подвижными. Цвет для автора служит универсальным языком, искусно формирующим пространство картины. Со временем техника письма у него становится смелой и широкой, а колорит преобладает над рисунком.
Для художественного почерка Валерия Курданова характерна форсированная цветность и энергичная манера письма, в которых явственно ощущается перекличка с особенностями манеры мастеров живописи мирового масштаба. Конечно, его живопись зиждется на европейских традициях, но инокультурные элементы трансформируются у него под воздействием балкарской ментальности.
Образ пути, дороги возникает у Курданова не часто. Тем больший интерес представляет отличающаяся богатыми ритмами цветовых пятен и узоров картина «Возвращение домой», которая мыслится как жизненный путь, путь нравственно-духовных исканий. Не случайно вспоминаются стихи Кулиева «Жизнь –восхождение».
Валерий Курданов, хотя и обладал внутренней свободой и целеустремленностью, прекрасно понимал, что в советское время не все интересующие его темы могли быть реализованы, а тем более представлены на суд широкой публике. Касалось это в первую очередь произведений, посвященных депортации балкарского народа. Он разрабатывал эту тему тайком, для себя, в надежде, что когда-нибудь удастся показать свои работы и зрителям. Так, еще в 1969 году он написал символико-аллегорическую картину «Яблоки 1944 года», посвященную годам ссылки родного народа. И только в конце 80-х годов прошлого столетия, во время «перестройки», когда на официальном уровне началось переосмысление трагических исторических событий, в частности, депортации балкарцев, можно было начать разрабатывать эту тему без риска быть обвиненным в национализме или аполитизме. Главным произведением на эту тему стала картина «Приют для спецпереселенцев», в которой в концентрированном виде передана подлинная трагедия балкарского народа, приведшая к массовой гибели людей от голода, болезней, невыносимых климатических условий и моральных мук из-за несправедливости властей.
Он долго размышлял над этой темой, которая потребовала от него огромного напряжения всех интеллектуальных, эмоциональных и психических сил. И лишь высокий профессионализм, тонкое чутье в выборе сюжета и его трактовки, сложный закодированный язык помогли ему сделать картину философской, глубоко трагичной.
В «Приюте для спецпереселенцев» –картине жестокой по своей сути – воплотились раздумья автора над последствиями депортации балкарцев. Не случайно В. Курданов жизнь на чужбине изобразил как кладбище, ставшее истинным приютом для депортированного народа. Но пессимизм картины смягчается надеждой на спасение народа в будущем, которую автор изобразил в виде «расцветающего» каменного цветка, из «бутона» которого появляется мечеть, как символ физического и духовного возрождения народа. Так трагическая тема перерастает в оптимистическую.
Сегодня искусство Валерия Курданова обрело новую ценность. Его картины помогают возрождению культурной памяти балкарского народа, поскольку автор глубоко осмысляет и эмоционально переживает свою связь с прошлым, помогая через свои картины наладить преемственность поколений. Именно поэтому творческое наследие Валерия Курданова представляет собой значимую страницу в искусстве Кабардино-Балкарии.