Чудецкая Анна Юрьевна
15.05.1958–28.11.2023
28 ноября 2023 года в Нижнем Новгороде в результате дорожно-транспортного происшествия трагически погибла член Правления Ассоциации искусствоведов Анна Юрьевна Чудецкая.
Анна Юрьевна родилась в Москве в семье выдающегося российского специалиста в области ракетно-космической техники. Но свой профессиональный путь решила связать с изобразительным искусством. В 1995 году она окончила вечернее отделение истории и теории искусства исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, специализируясь на кафедре истории отечественного искусства у доктора искусствоведения А.И. Морозова. В Московском университете Анна Чудецкая получила второе высшее образование, поскольку ранее окончила художественно-графический факультет Московского педагогического государственного университета. Поэтому в числе ее профессиональных интересов, помимо русского искусства ХХ века в целом, всегда в приоритете была графика и «книга художника».
С конца 1990-х годов и до последнего дня своей жизни Анна Юрьевна работала старшим научным сотрудником отдела личных коллекций ГМИИ имени А.С. Пушкина, где в числе прочего хранила фонды работ Александра Родченко, Дмитрия Краснопевцева, Владимира Вейсберга. По творчеству Вейсберга Чудецкая защитила кандидатскую диссертацию, а в 2017 году вышла ее фундаментальная монография «От цвета к цвету: Владимир Вейсберг». Помимо нее она выпустила в рамках образовательных программ ГМИИ книги «Что придумал Ле Корбюзье» (2012) и «Как смотреть графику» (2014). За годы работы в музее Чудецкая была куратором большого числа знаковых выставок, посвященных живописи и графике ленинградских художников 1920–1930-х годов, художественной коллекции Нукусского музея, творчеству Артура Фонвизина, Александра Быховского, Владимира Вейсберга, Александра Родченко, Александра Тышлера и многих других мастеров.
С 2016 года Анна Чудецкая работала старшим преподавателем, а затем доцентом на кафедре теории и истории искусства Российского государственного гуманитарного университета, где читала целый ряд интересных познавательных курсов, вела популярные у студентов семинары по описанию и анализу памятников, руководила курсовыми и дипломными работами.
В лице Анны Юрьевны Чудецкой наше профессиональное сообщество потеряло деятельного, знающего и неравнодушного искусствоведа самой высокой пробы. Помимо монографий она стала автором внушительного ряда статей, рецензий, интервью, каталогов. Но обладая широким спектром ценных профессиональных достоинств и качеств, она еще была чутким, внимательным, тонким, ранимым и справедливым в жизненных вопросах человеком, готовым поддержать не только советом, но и конкретным действием. Члены Общероссийской общественной организации «Ассоциация искусствоведов» всегда будут помнить Анну Юрьевну Чудецкую, которой вряд ли когда-либо сумеют найти замену.