СБОР СРЕДСТВ НА РЕСТАВРАЦИЮ
ДВУСТОРОННЕЙ КАРТИНЫ АЛЕКСЕЯ МОРГУНОВА
А.Моргунов .Композиция. Собрание Слободского краеведческого музея.
Музей русского импрессионизма совместно с Энциклопедией русского авангарда и Ельцин Центром объявляют о начале сбора средств на реставрацию редкой двусторонней картины «Композиция» Алексея Моргунова на краудфандинговой платформе Planeta.ru. Произведение яркого представителя русского авангарда и соратника Казимира Малевича находится в аварийном состоянии. Отреставрированная работа будет представлена на выставке «Авангард. На телеге в XXI век» с февраля по май 2022 года.
Повреждения работы. А.Моргунов .Композиция. Собрание Слободского краеведческого музея.
«Композиция» Алексея Моргунова была обнаружена кураторами в собрании Слободского краеведческого музея в Кировской области во время подготовки выставки «Авангард. На телеге в XXI век». Осыпи красочного слоя, загибы, прорывы и другие серьезные повреждения холста – шедевр русского авангарда не выставляется почти сто лет, так как нуждается в масштабной реставрации.
Сын известного русского пейзажиста Алексея Саврасова, ученик Константина Коровина, Алексей Моргунов с начала 1910-х был неизменным участником преобразований в искусстве. Произведения мастера хранятся во многих музеях мира: от Чикагского университета искусств в США, Третьяковской галереи и Государственного Русского музея до региональных художественных музеев России. «Композиция» – одна из ключевых работ, относящихся к кубистическому периоду творчества Моргунова.
На реставрацию картины потребуется 840 000 рублей. Работы займут три месяца с ноября 2021 по январь 2022 года. Каждый участник сбора может выбрать лоты из списка вознаграждений: от билетов на выставку, открыток и экскурсий до упоминания имени в экспозиции рядом с картиной.
Сбор средств продлится до конца октября 2021 года. После экспонирования в Музее русского импрессионизма это произведение займет место в основной экспозиции Слободского краеведческого музея и сможет участвовать во временных проектах российских и зарубежных музеев.
Адрес кампании по сбору средств: https://planeta.ru/campaigns/morgunov
Основные этапы реставрации.
- Транспортировка картины в Москву
- Обработка масляной живописи и холста от пыли
- Укрепление красочного слоя на аварийных участках живописи
- Устранение прорывов холста
- Наращивание утрат холста
- Дублирование кромок
- Укрепление красочного слоя с устранением изломов основы
- Устранение сложной деформации и коробленности холста с прорывом холста
- Изготовление двустороннего экспозиционного подрамника
- Воссоздание живописи в местах утрат красочного слоя
- Покрытие живописи лаком
Почему именно эта работа?
Алексей Моргунов – яркий последователь новейших течений в искусстве в 1910–1920-е годы. Его неопримитивистские работы были представлены на первой выставке «Бубнового валета» – одного из самых значимых объединений русского авангарда, а московская мастерская Моргунова в те годы стала центром притяжения молодых авангардистов.
Двусторонняя картина может быть атрибутирована как работа «Гимназист», участвовавшая в 1915 году в «Первой футуристической выставке картин “Трамвай В”» наряду с картинами Казимира Малевича, Владимира Татлина, Александры Экстер и других представителей русского авангарда. Одно из подтверждений – изображение буквы «В» на оборотной стороне полотна. Если это так, то ее восстановление вдвойне важно для истории русского искусства.
На оборотной стороне картины расположилась кубистическая композиция из геометрических форм, в верхнем левом углу которой можно заметить изображение ложки. Деревянная ложка – типичный элемент крестьянского быта, с легкой руки Малевича и его соратников стала символом нового искусства и элементом эпатажа. Алексей Моргунов и Казимир Малевич не раз появлялись с ложками в петлицах пиджаков и изображали их на своих полотнах.
О забытых картинах и выставке «Авангард. На телеге в XXI век»
В 1921 году более 300 работ наиболее актуального на тот момент авангардного искусства были привезены на Третью передвижную художественную выставку в город Советск Вятской губернии (Кировской области). Позже шедевры на телегах отправили в соседний Яранск, где из-за проблем с финансированием и начала осенней распутицы они были оставлены в местном музее и забыты почти на сто лет. Ельцин Центр и команда Энциклопедии русского авангарда частично воссоздали эту и две предыдущие выставки и представили проект в Екатеринбурге и Кирове.
С февраля по май 2022 года на выставке «Авангард. На телеге в XXI век» в Музее русского импрессионизма в Москве будут представлены заново открытые шедевры Василия Кандинского, Александра Родченко, Николая Фешина, Ивана Клюна, Александры Экстер и других мастеров. Заметное место в экспозиции может занять и картина Алексея Моргунова «Композиция».
Контакты
Пресс-служба
Музея русского импрессионизма