Обратиться к греческому искусству – истоку европейской культуры, «вечной необходимости для большого художника» – подвиг нас 2016 год, объявленный перекрестным Годом Греции и России.
Герои античных мифов, знакомые с детства, дают пример дерзновенности и силы, умения найти выход из неразрешимой ситуации или умереть достойно. «Какое счастье для народа обладать такими поэтическими, исполненными глубокого смысла религиозными легендами, какими обладали греки, эти аристократы человеческой породы». Такими словами И.С. Тургенев описал свое восхищение от мраморных горельефов Пергамского алтаря, запечатлевших битву богов с гигантами и ставших пластическим выражением целого мира человеческих чувств.
Среди богатейшего наследия Древней Греции, доставшегося западной цивилизации, есть достижения и в области архитектуры – классическая наука об ордере. С этой многогранной и универсальной «архитектурной машиной», способной обеспечить не только конструкцию, но и передать разнообразные смыслы и чувства, знакомит читателей доктор искусствоведения Д.О. Швидковский.
В числе ценностей непреходящего значения, прочно вошедших в современную общественную жизнь, – театр. Зародившийся в Древней Греции, он уже там стал своего рода трибуной, с которой возвещались идеи и утверждались воззрения. Оформлению греческой трагедии о Федре русским художником Бакстом в парижской Гранд-опера посвящает статью знаток его творчества Е.Р. Беспалова.
Эталон красоты и гармонии, сформировавшийся в Греции, был настолько привлекательным, что и через века побуждал русских художников следовать ему – создавать «искусство, возвышающее душу», очищенное от всего будничного и прозаического. Персоналии этого номера, Карл Брюллов и Василий Поленов, черпавшие вдохновение в натурных впечатлениях, оставили потомкам свои образы «эллинства». Неизменным в их акварелях и картинах был акцент на связь архитектуры с окружающим пейзажем, на красоту и совершенство Божьего мира.
Общность Греции и России, ее глубокие духовные корни держатся на православии. Вера, воспринятая нашими странами из Византии, породила много схожего в устройстве храмового пространства – особой форме человеческого творчества. Интереснейшую теорию иеротопии излагает академик РАХ А.М. Лидов.
О тысячелетии русского присутствия на Святой Горе Афон – монашеской республике, многонациональном центре всего православного мира, сохранившем иноческие традиции и особый подвижнический уклад жизни, рассказывает митрополит Волоколамский Иларион.
Эти и многие другие переплетения событий, судеб и художественных связей двух стран включают материалы выпуска «Россия – Греция. Диалог культур».