Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

Липецк.Выставка в Галерее Назарова. Борис Петрович Чернышёв. Живопись на бумаге. С 22 октября 2022

 

ГАЛЕРЕЯ НАЗАРОВА

представляет выставку

Время проведения:

С 22 октября 2022 года

Адрес: Липецк, ул. Желябова, 4

Телефон: 271-282

http://gallerynazarov.ru/


Есть художники, не причисленные к сонму великих, их имена не на слуху, они известны кругу посвященных. Но без творчества таких художников искусство потеряло бы камертон подлинности и духовной высоты.

Борис Петрович Чернышёв из этой когорты. Монументалист, живописец, график, скульптор, бескомпромиссная личность, он создал ряд фресок и мозаичных произведений, открывших новый путь в этом виде искусства – от пафосного, холодно-застывшего к теплому человечному. Борис Чернышёв оставил бессчетное количество работ, выполненных темперой на бумаге – самодельной темперой из земельных минералов на самой дешевой бумаге. Большие листы или маленькие наброски, пейзажи или ню глубиной постижения мира, эмоциональной наполненностью не уступают живописным полотнам прославленных мастеров.

Для нашей галереи выставка Бориса Чернышёва – тест на верность выбранного курса. Мы бесконечно благодарны соучредителю выставки – искусствоведу и коллекционеру Юрию Петухову (ModernArtConsulting) за предоставленные произведения и сотрудничество.

«На мой взгляд, художник Чернышёв – один из немногих русских мастеров послевоенного периода, максимально приближенных и адаптированных для восприятия и понимания именно европейским зрителем. Раскованность и исполнительская свобода, соединенные с экспрессивностью и эмоциональностью, позволяли автору создавать произведения с огромным внутренним напряжением. И это при том, что в работах Чернышёва отсутствуют сюжеты, в них ровным счетом ничего не происходит. Главным образом это – пейзажи, немногочисленные портреты и огромный корпус изображений натурщиц. Даже если художник вводит в пейзаж изображение людей, то его интересует прежде всего не то, кто они и чем заняты, а световоздушная среда, в которой они находятся, игра цветовых оттенков и света. Легкость и виртуозность, с которой Чернышёв цветовыми пятнами и линиями выстраивает изображение, говорят о его способности видеть в еще совершенно чистом листе законченную работу. В немногочисленных портретах, выполненных Чернышёвым, отображение портретного сходства и передача внутреннего мира портретируемого также уступают место стремлению автора решать сугубо пластические, живописные задачи. Художника не интересует «литература», но это не игра с формальностью и абстракцией, не попытка выступить против существовавшей в те годы доктрины социалистического реализма, это желание найти единственно верное, абсолютно точное место на плоскости для каждого отдельного мазка, который образуя с другими, такими же, как и он, мазками, точно положенными рукой художника каждый на свое место, должен создать гармоничное звучание тончайших переливов цвета и света в работе. Чернышёв – живописец по своей сути. Очень часто краска в его работах из разряда чисто материальной субстанции переходит в энергетическую плоскость, она начинает звучать».

Юрий Петухов. Борис Чернышёв. Фрески на газетах
 

«Родившись на переломе двух столетий и двух цивилизаций, Борис Петрович имел дар генетической памяти целостного видения древних эпох. Его музыкальность и тонкая импровизация дали удивительный сплав всему характеру творчества. После художников рубежа веков, остро реагировавших на революционные смены знаков времени (Малевич, Кандинский, Филонов, Татлин, Древин и Удальцова, у которой он учился) Борис Петрович первый художник, который «склеил позвонки времени». В его творчестве можно увидеть родство фрескам Дуньхуанских пещер и античным фрескам Греции и Рима, фрескам Грузии и Ферапонтова монастыря. При этом его искусство не конфессионально».

Александр Давыдович Корноухов, художник-монументалист
 

Борис Петрович Чернышёв родился 6 августа 1906 года в деревне Городищи Богородского уезда Московской губернии. В детстве был замечен его талант к рисованию. К 1918 году Борис успел закончить четыре класса школы. В том же году семья перебралась в Саратовскую губернию, на хутор Старый Кряжим. Здесь началась трудовая деятельность Чернышёва – летом он работал в сельскохозяйственной коммуне, а зимой продолжал учиться в школе в городе Кузнецке в 30 км от дома, которую закончил в 1925 году. Затем работал учителем начальных классов, заведовал избой-читальней и школой, участвовал в ликвидации неграмотности.

В 1927 году, он поступил на текстильный факультет ВХУТЕИНа. Со второго курса, по совету Н.А. Удальцовой и Л.А. Бруни, Борис перевелся на монументальное отделение живописного факультета, где его учителями стали Л.А. Бруни, В.А. Фаворский, П.В. Кузнецов, К.И. Истомин, А.В. Куприн, Н.А. Удальцова. В связи с реорганизацией ВХУТЕИНа в 1930 году Чернышёв был переведен в Ленинград и в 1931-м закончил Институт пролетарского изобразительного искусства, создав под руководством К.С. Петрова-Водкина и технолога Д.И. Киплика дипломную фреску «Подписка на заём». Свои первые фрески Чернышёв выполнил в 1930-м – «На посту», «Женщина с книгой», «Матрос», «Портрет юноши», «Женская модель», «Женский портрет».

По окончании института Борис Чернышёв работал художником-оформителем на Люберецком заводе сельскохозяйственного машиностроения под Москвой. В 1933 году он лишился постоянной работы, работать приходилось художником-оформителем в различных учреждениях. В 1934 году принял участие в конкурсе проектов Дворца Советов в Москве, (работал над статуей В.И. Ленина).

В 1934–1935 годах художник создал монументальную фреску «Положение женщины в Советском Союзе» в музейной комнате женского трудпрофилактория в Москве. Здесь же, он выполнил роспись плафона, написал ряд фресковых панно в других помещениях. Росписи получили высокую оценку В.А. Фаворского, входившего в состав художественного совета.

По приглашению В.А Фаворского в 1935 году Борис Чернышёв начал работать в мастерской монументальной живописи при Академии архитектуры СССР.

22 июля 1941 года художник был призван в армию, во всех местах расположения своей воинской части он занимался как оформительской работой, так и монументальными росписями стен и плафонов – в казармах, клубах, домах культуры и на полигонах, делал множество портретных и пейзажных зарисовок карандашом и акварелью, писал маслом, лепил из глины.

6 марта 1943 года был направлен на фронт и в составе орудийного расчета 3-го Белорусского фронта участвовал в боях до апреля 1945-го. С мая по август 1945 года высвободившиеся на западе войска были передислоцированы на восточное направление – началась война с Японией. В 1946 году сорокалетний художник был демобилизован по возрасту и вернулся в Москву.

В послевоенные годы он создал сотни станковых произведений. Основная техника – темпера на бумаге (кальке, газете, обойной и оберточной бумагах разных видов) и акварель, чистая или в сочетании с темперой (сухие пигменты с яичной эмульсией в качестве связующего). Выполнил ряд монументальных росписей в технике фрески с включением смальтовой мозаики и натурального камня. Преподавал технологию монументальной живописи в Московском художественном ремесленном училище № 64.

В 1954 году под руководством П.Д. Корина участвовал в создании мозаичного панно «Кутузов» на станции метро «Комсомольская» Кольцевой линии.

В 1957-м художник вновь отправился в Ферапонтово за глинами-красителями. Здесь он выполнил большую серию набросков и пейзажей, а также написал темперные копии росписей Дионисия.

В 1958 году Борис Петрович вступил в Союз художников (МССХ – Московский союз советских художников). Наряду с официальным признанием растет популярность Чернышёва и в кругах представителей научной и творческой интеллигенции, регулярно посещающих мастерскую художника.

В 1961 году в соавторстве с архитектором Ю. Динесом и скульптором А. Стемпковским он работал над проектом памятника М.Ю. Лермонтову в Москве.

По приглашению архитектора А.Д. Меерсона в 1961–1963 годах художник работал над оформлением пансионата на Клязьме. Он установил ряд мозаичных панно, созданных им еще в 1950-е, – «Юная», «Индия», «Даная», «Девушка с золотыми волосами» (1961), безвозмездно подарил свои произведения государству, радуясь тому, что они, наконец, нашли свое место в культурной среде.

В 1964-65 годах художник работал в Крыму и на Кавказе, выполняя мозаичные панно в доме отдыха Верховного Совета СССР «Айвазовское» и пансионате ЦДСА. Посетил грузинские храмы, где сделал копии средневековых христианских росписей.

В декабре 1966 – январе 1967 года в Москве, в выставочном зале на ул. Вавилова, 65 с успехом прошла первая персональная выставка Бориса Чернышёва, приуроченная к 60-летию художника. На ней мастер представил все виды своего творчества.

Осенью 1968 года во время установки мозаичных панно и фресок в кинотеатре «Первомайский» в Москве после резкой, негативной оценки работ со стороны местного партийного руководства у художника случился гипертонический криз. Борис Петрович Чернышёв скончался 25 января 1969 года, на 63-м году жизни.