Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

Москва. Выставка "Сады Серебряного века". Хлебный дом музея-заповедника «Царицыно». Открытие 26.04.2019

Уважаемые коллеги, дорогие друзья,

Приглашаем Вас на открытие выставки ГМЗ "Царицыно" "Сады Серебряного века", которое состоится в Хлебном доме 26 апреля, пятница, в 19.00. Сбор гостей с 18.00. В экспозиции более 400 предметов из 20 музеев и частных собраний, особый зал посвящен крымской усадьбе Новый Кучук-Кой, гибнущему шедевру мастеров "Голубой розы". Куратор выставки - Борис Соколов (РГГУ / проект "Сады и время" - www.gardenhistory.ru), художник - Нана Абдрашитова.

27 апреля, в субботу, в 13.00, состоится кураторская экскурсия "Голубая роза Кучук-Коя".

Экскурсия по выставке "Сады Серебряного века" включает в себя обзор главных тем и экспонатов, показывающих образ сада в искусстве символизма и в архитектуре русского модерна. Среди шедевров - графика Врубеля и Бенуа, усадебные пейзажи Жуковского и Грабаря, натюрморты Головина и Сапунова, фотографии Борисова-Мусатова, проекты городов-садов Фомина и Весниных. Главное внимание на экскурсии будет уделено залу с материалами по крымской вилле Кучук-Кой. Мастера объединения "Голубая роза", живописец Павел Кузнецов и скульптор Александр Матвеев, создали в этом парке уникальный, поэтичный ансамбль, который в наши дни находится на грани гибели. О майоликах и цветниках Кучук-Коя, о его создании, смысле и путях спасения расскажет Борис Соколов - куратор выставки, профессор РГГУ, фотограф и путешественник.

Информация и фотографии в Facebook:

https://www.facebook.com/boris.sokolov.142

 

 Сады Серебряного века

26 апреля 2019 года в 19.00 в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открывается выставка о поэзии реальных и воображаемых садов второй половины XIX – начала ХХ века

 

 

Выставка, на которой представлено более 400 экспонатов из 20 музеев и частных собраний, посвящена всем вариантам садовой темы Серебряного века. В период ее проведения, 20-21 мая состоится научно практическая конференция "Сады ХХ века: от символа к реальности", а также культурная программа.

Сияющий сад и таинственный парк - любимая тема в культуре Серебряного века. Сад питает воображение и рождает символы, соединяет природные стихии с изысканными формами искусства. Образ сада изменчив: цветок, в котором скрыта Вселенная, оживающий кованый стебель в ограде особняка, библейский Рай и античная священная роща. Александр Блок однажды сказал: "Что нам сажать розы на земле, не лучше ли на небе?". "Небесным садоводством" занимались писатели Чехов и Гаршин, поэты Бальмонт и Анненский, художники Васнецов и Гончарова, архитекторы Шехтель и Квятковский. Интеллектуалы Серебряного века, влюбленные в старинные парки, - Александр Бенуа, Владимир Курбатов, Алексей Греч - стали историками и защитниками садового мира уже в ХХ веке.

Каждый зал является главой этой большой книги. "Сад символов" представляет загадочные цветы Алексанлра Головина и Михаила Врубеля, узорные ткани Александра Гауша и утренний пейзаж Игоря Грабаря, образы женщины-цветка и платья-цветка. В следующем зале в цвете и рельефах воссоздан знаменитый древнерусский интерьер 1903 года - "Теремок" Головина, который приютил мебель из двух рассадников нового стиля - Абрамцева и Талашкина. Рядом размещена архитектурная графика Федора Шехтеля и видеофильм о "каменном саде" в архитектуре русского модерна.

Два больших зала посвящены живописным воплощениям сада. "Сад памяти" показывает панораму образов реального парка: здесь представлены лирические усадебные сцены Станислава Жуковского, малые сокровища пейзажного искусства - пейзажи Федора Васильева и Валентина Серова, удивительная и мало известная картина Эльзы Баклунд "Бабушкино платье", любимые парки Александра Бенуа - Петергоф и Версаль. Можно долго рассматривать крошечные гравюры Анны Остроумовой-Лебедевой, на которых показаны моменты жизни Павловского парка, утро и вечер, солнце и дождь, туман и радуга. Зал "Сад мечты" посвящен образам, которые Николай Гумилев назвал "сады моей души". Это музыкальные композиции Виктора Борисова-Мусатова, созданные по собственным фотографиям, лирические образы художников "Голубой розы", искусственные цветы и потусторонние праздники Николая Сапунова.

Ностальгия по прежним садам и предчувствие будущих разрушений окрашивает всю культуру Серебряного века. В зале под названием "В старой усадьбе" представлена история гибели императорского дворца в Ореанде и стихи двух поэтов, скорбящих "над

просветленною страданьем красотой". Здесь представлена и большая серия художественных фотографий, в которых усадебный парк уже овеян туманом времени. "Сады на сцене" - это антология пейзажных образов в русском театре, где ведущую роль занимают эскизы Бенуа к фантастическому балету "Павильон Армиды", где представлены постановки Мариинского и Художественного театров, Русской Частной оперы и "Русских балетов".

Жизни в саду, дачным играм и городским увеселительным садам, летним платьям и веерам, садовым образам в афиш спектаклей и даже в рекламе клея Синдетикон посвящен зал "Человек в саду". Здесь представлены виды комнат и террас, наполненных растениями, давно исчезнувший аквариум в московском саду "Аквариум", весёлые и иронические сценки Константина Сомова и Бориса Кустодиева. Вслед за этим зритель попадает в будущее, в эпоху, которая последовала за расцветом символизма. В зале "От сада к пейзажу" собраны произведения художников, которые все больше уходили в космическое, всеобъемлющее ощущение мира: фантастические пейзажи Константина Богаевского, вдумчивые натюрморты Кузьмы Петрова-Водкина, авангардные цветы Натана Альтмана, Давида Бурлюка, Натальи Гончаровой. В начале ХХ века в Россию пришло увлечение идеей города-сада, мечтой о гармоничной жизни среди природы и культуры. На выставке показаны два проекта: город-курорт Ласпи в Крыму, грандиозные формы которого созданы Иваном Фоминым, и поселок-сад Никольское, ранняя работа братьев Весниных. Пройдет несколько лет, и эти архитекторы будут создавать социалистические города и парковые пространства.

В истории Серебряного века есть сад, художественное значение которого огромно, а судьба трагична. Крымская вилла Новый Кучук-Кой создана по заказу Якова Жуковского, родственника и друга Врубеля, в 1910-е годы. Он пригласил сюда лучших мастеров "Голубой розы". Павел Кузнецов создал сияющие майоликовые панно и мозаики, Александр Матвеев - статуи спящих мальчиков и девушек. Заворожённый мир Кучук-Коя сохранен в десятках картин и акварелей Петра Уткина. Усадьба понесла тяжелый урон и во время войны, и в последующие годы, а сейчас находится на грани гибели. Чуду, которым был и вновь должен стать Кучук-Кой, посвящен особый зал - в нем впервые в истории собраны проекты и пейзажи, поврежденные скульптуры и обломки декора. Великий памятник еще можно спасти, и выставка должна привлечь к нему широкое общественное внимание.

Куратор выставки:

  • Борис Соколов, профессор РГГУ, автор проекта "Сады и время" ( www.gardenhistory.ru )

Художник:

  • Нана Абдрашитова

Участники выставки:

  • Государственный Русский музей Музей-заповедник «Петергоф» Музей истории Санкт-Петербурга
  • Музей театрального и музыкального искусства Санкт-Петербурга Государственный исторический музей
  • Государственная Третьяковская галерея Театральный музей им. А.А. Бахрушина
  • Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева
  • Российская государственная библиотека Самарский областной художественный музей,
  • Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева Музей-заповедник «Абрамцево»
  • Новгородский музей-заповедник Музей-квартира И.И.Бродского

Частные коллекционеры:

  • В.А. Дудаков
  • Т.А. и С.Л. Макеевы П.В. Жуковский Е.Г. Болотских

Б.М. Соколов