Выставка – « РоссияХХ век».
« Малая Грузинская 28.»
В следующем году исполняется 45 лет со дня создания Горкома графиков на Малой Грузинской 28. Решение об открытии этой организации было принято в конце 1975 года Первым секретарем МГК КПСС В. Гришиным.
По тем временам это было грандиозное и беспрецедентное событие в художественной жизни Москвы. Но что же предшествовало такому неординарному явлению, с которым мы столкнулись в период самого глубокого застоя и безвременья?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо обратиться к неформальному искусству ХХ века, и рассказать о тех исторических событиях, в рамках которых происходило его развитие, а также рассказать об известных людях- участниках этих событий. Итак ,начнем. История ХХ века- это прежде всего история борьбы человека с человеком, и Россия оказалась в центре этого процесса.
Буквально сразу после революции, за исключением нескольких лет, а именно с конца 20-х годов, устанавливается тоталитарный строй, помимо всех прочих его свойств хотелось бы выделить главное, имеющее прямое отношение к нашей статье, а именно, подавление любой свободной творческой личности и не просто подавление, а физическое уничтожение.
Начиная с 30-х годов, по сталинскому указу,создаются Союзы- как то Союз художников, Союз писателе, Союз композиторов и т.д.
При этом объявлено, как надо работать, а также установлена строжайшая цензура, что такое художественное сознание ни у кого не спрашивают, а исследователи истории и истории искусства готовы к роли иждивенцев. Присутствие тотального небытия чувствуется повсюду. Многие художественные объединения конца ХIХ начала ХХ века были закрыты и запрещены. Вот в таких условиях тоталитаризм начинает творить чудеса похожие на деяния антихриста, сочетая в себе контроль с одной стороны и анархию с другой.Происходит истребление основ бытия и общих ценностей, тотальный разрыв социальных процессов, уничтожение целых наций и народностей. Чиновники от искусства всюду диктуют свою волю, основанную на неразвитости вкуса и однобокости эстетического восприятия.Но что самое замечательное, что тоталитаризм, как историческое явление ,имеет объективную тенденцию к самоуничтожению.
Первый период его шатания происходит в 50-60-е годы- появляются литературные и художественные произведения, исследующие проблемы современного общества. Известные современные искусствоведы сейчас говорят об эсхатологичности искусства этого временя, а это значит , что в произведениях одновременно констатируется гибель и пути спасения. Это четко прослеживается в творчестве В. Тарковкого, Д.Краснопевцева, В. Высоцкого. Единственный способ жить в этой ситуации- это личное мужество, как рыцарский идеал, а главный порок – это предательство и обман.
В русском искусстве появляется богоискательство, которое совпадает с библейскими мыслями о вселенской гибели и постоянному обращению к торжеству жизни. Благодаря этому,искусство Советского Союза становится не способным остановиться на тоталитарном поражении человека, и этому были предшественники, как пример можно привести апокалиптическое начало в творчестве Малевича и Филонова, которое гораздо сильнее, чем скажем у шестидесятников. Стало быть им было у кого учиться. Итак, можно сделать вывод, что с конца 20-х до 80-х годов искусство изучает эхатологические проблемы и ищет пути выхода; в 60-е годы формируются два направления- это суровый стиль, который можно охарактеризовать как лаконический реализм ,и авангард; в 70-е годы эсхатологизм в искусстве нарастает постоянное -томление по прекрасному и вечному, тема одиночества, все ищут альтернативу- это натюрморты Д.Краснопевцева, работы В. Попкова, Т. Назаренко; обозначаются три пласта в искусстве:
- Обвиняющее искусство- обвиняются силы зла в обществе в виде притчи или в виде анализаЮ.Вайс, М. Кантор.
- Воплощение чудовищного быта того времени- в творчестве О.Агобаева, Чигина, Камуковой.
- Социальный концептуализм, а именно мифы – А.Филиппов «Третий Рим».
Создаются гротесковые образы окружающего мира антиутопия, рассказывает об агрессии и беспомощности людей, антимир безумия и жестокости- и вот это искусство становится заметным, а главное его достоинство в том, что оно объективно соответствует действительности.
Искусство 70-х годов претерпевает три «бульдозерных», выставки, которые не могли быть не замечены мировой художественной общественностью, что очень напугало власть.
Было разрешено организовать Горком графиков, а впоследствии присоединить к ним и живописную секцию.
Художников с Малой Грузинской категорически не брали на выставки МОСХа, но у них теперь появился шанс легализоваться, получить зрительское признание и возможность продавать свои работы. Немало важно было и то, что у художников появилась возможность покупать профессиональные материалы для работы ( краски,кисти,холсты), которые в то время были доступны только членам Союза.
На Малой Грузинской, в доме где жил В.Высоцкий, два раза в год устраивались выставки- весенняя и осеняя- успех был огромный, на выставки всегда стояла очередь, а главное, что это был искренний неподдельный интерес зрителей, а могло ли быть иначе- ведь наше искусство впервые за весь ХХ век робко становилось на путь своего исторического развития.
В заключении надо сказать, что мы есть обладатели уникального исторического опыта. Вся,описанная здесь история, помогает нам понять, что предела у зла нет, и что ценности имеют свою противоположность .
На данной выставке, посвященной ХХ веку, нет уже той борьбы, не представлены жесткие концепции в живописи, прослеживаются только общие пластические темы и близкие друг другу живописные решения, - все эти осколки разных художественных систем и направлений объединяют экспозицию в один исторический стиль эпохи под названием ХХ век.
Искусствовед Надежда Кабанова
( составлено по материалам исследования искусства ХХ века институтом искусствознания на Козицком.)