Когда: 24 марта 2017 года – 21 мая 2017 года
Часы работы: 10.00 – 18.00 (четверг, пятница: 12.00 – 20.00); выходной – понедельник
Телефон для справок: 8 (8452) 26-16-06
Обычно посетители представляют музейное собрание как нечто давно сформировавшееся и неизменное. Между тем, пополнение фондов – одна из важнейших областей деятельности любого музея.
24 марта в Саратовском Радищевском музее начала работу экспозиция «Сохраняя и преумножая... Из поступлений 1996 – 2016 годов» – итог 20-летней деятельности сотрудников по комплектованию практически всех разделов собрания. За эти годы коллекция увеличилась на 6,5 тысяч предметов. Произведения были приобретены у авторов и наследников, получены в дар, переданы музею Министерством культуры РСФСР и Российской Федерации, Министерством культуры Правительства Саратовской области. Среди почетных дарителей – народные артисты России Владимир Спиваков и Лев Горелик, дочь известного художника Анна Юстицкая, искусствовед Нина Молева, ученик Павла Кузнецова Виктор Кабанов, «Фарфоровая мастерская Игоря Клименкова», некоммерческая организация «Благотворительный фонд “ЛУКОЙЛ”» и ПАО «Северсталь». Около 500 произведений вошли в состав новой выставки.
В залах экспозиции значительное место уделено работам художников, жизнь и творчество которых связаны с Саратовом. Посетителей встречают волжский пейзаж Гектора Баракки и пастельный женский портрет Федора Корнеева. Эти мастера стояли у истоков художественного образования в городе. Большую ценность представляет этюд «Двор усадьбы» (1902) Виктора Борисова-Мусатова, ключевой фигуры «саратовской школы живописи» и русского живописного символизма.
Многие годы прожили в Саратове Николай Гущин и Валентин Юстицкий. Этих самобытных художников сближают экспрессия красочного мазка, плотность живописи, а также тот факт, что оба были надолго исключены из отечественной художественной жизни (эмиграция Гущина в 1919-1947 гг., лагерное заключение Юстицкого в 1937-1946 гг.). В последние годы музейное собрание обогатилось превосходными автопортретами мастеров, а также интересными архивными материалами: фотопортретами Гущина, лагерными письмами Юстицкого к семье и другими.
Экспозиция дает представление о направлениях стилистических исканий художников Саратова второй половины XX – начала XXI веков. В пейзажах Руслана Лавриненко, Леонида Федотова и Павла Маскаева по-разному преломились традиции саратовской живописной школы. Творчество Анатолия Учаева представлено монументальными полотнами-«фресками», героев которых окружают теплые пшеничные поля. Владимир Солянов в своих абстрактных композициях продолжает формальные эксперименты деятелей русского авангарда.
Музей следит за деятельностью современных российских мастеров. На выставке можно увидеть приобретенные в середине 2010-х годов картины Ольги Булгаковой из серий «Имена» и «Матриархат», композицию Михаила Тихонова «Дождь», написанную в характерных для мастера пепельно-серых тонах, и сочный, в духе «Бубнового валета», натюрморт Зураба Церетели.
В графической части выставки экспонируется более 100 рисунков и гравюр художников XIX – XXI веков. Настоящим событием для музея, в котором хранится самое большое собрание произведений Алексея Боголюбова, стало поступление в 2011 году двух пейзажей этого замечательного мариниста, исполненных тушью и сепией. Их завещал Саратову гражданин Франции Александр Александрович Ляпин – внук Василия Поленова и коллекционер русского искусства. На выставке представлены два офорта другого выдающегося пейзажиста второй половины XIX века – Ивана Шишкина.
Превосходная линогравюра Бориса Кустодиева «Весна», а также оригинальные и печатные листы Павла Кузнецова, Александра Шевченко, Георгия Верейского – яркие свидетельства напряженных художественных поисков, которые вели мастера 1920-1930-х годов.
Обширная площадь, которую занимает экспозиция, позволила кураторам представить многих авторов несколькими произведениями. Полностью или частично показаны сложившиеся в музее в последние годы монографические коллекции таких значительных художников как Ксения Клементьева, Элий Белютин, Кирилл Мамонов, Анатолий Любавин.
Предметы пластики всегда привлекают внимание посетителей. На выставке «Сохраняя и преумножая» представлено 13 скульптур из различных материалов и около 200 произведений декоративно-прикладного искусства.
В бронзовой вазе «Оля» работы классика советского искусства Сарры Лебедевой портретная конкретность сочетается с декоративностью формы. Всегда узнаваемы скульптурные образы Лазаря Гадаева, наполненные глубоким символическим содержанием. Размышления мастера о жизни и смерти, о предназначении человека выражены в обобщенной и экспрессивной манере лепки («Путник», 1982; «Похороны ребенка», 1991; «Пахарь», 1995).
Витрины с керамическими и стеклянными изделиями прекрасно дополняют экспозицию, демонстрируя многообразие форм и мотивов в декоративно-прикладном искусстве XX – XXI веков. Изысканные вазы и графины в стиле модерн соседствуют с яркими, проникнутыми добрым юмором композициями Натальи Савиновой и Екатерины Сухаревой, которые обнаруживают преемственность художественных исканий мастеров из династии Савиновых.
Богатые и разнообразные по составу выставки новых поступлений позволяют зрителю почувствовать себя свидетелем формирования коллекций музеев и наблюдать особенно интересные явления художественной жизни страны.
Ждем вас в Саратове на выставке «Сохраняя и преумножая... Из поступлений 1996 – 2016 годов»!
Елена Шкута,
старший научный сотрудник
отдела русского искусства Радищевского музея.
Подписи к иллюстрациям:
1-4. Экспозиция выставки «Сохраняя и преумножая... Из поступлений 1996 – 2016 годов» в Саратовском Радищевском музее. Фото Ирины Ветчинкиной и Валерия Кузьменко.
А.П. Боголюбов. Вид Константинополя. 1887. (публикуется впервые) СГХМ имени А.Н. Радищева В.М. Юстицкий. Автопортрет. 1949. СГХМ имени А.Н. Радищева