Галерея «Веллум» в
пространстве Музея Арт 4 ру
Выставка
из коллекции Любови Агафоновой
«И свет на сцену. Петр Вильямс и Александра Коновалова»
Открытие 13.12.2017 в 19.00 по адресу: Хлыновский тупик, 4
Выставка работает до 19 января 2018 года
Музей Арт 4 ру представляет выставку работ из коллекции искусствоведа и исследователя Любови Агафоновой, которая уже второе десятилетие возвращает в центр художественного и научного интереса имена замечательных русских авторов, чье творчество еще ждет подлинного признания.
Героями выставки «Курс стилизации цветов» стали Александра Коновалова и Петр Вильямс, художники с очень разными судьбами, работавшие в России в самые сложные годы ХХ века и, несмотря ни на что, умевшие передавать в своем творчестве радость и красоту жизни. На выставке представлены более тридцати работ этих авторов, позволяющие в полной мере оценить их дарование и восприятие мира.
Нам отлично известны многие имена эпохи декаданса, ознаменовавшейся в российском искусстве расцветом символизма. Михаил Врубель и Александр Бенуа, Вячеслав Иванов и Анна Ахматова, Вацлав Нижинский и Ида Рубинштейн. В это же самое время существовали удивительные художники, не участвовавшие в бурной выставочной деятельности, не входившие в объединения и группы, однако создававшие произведения не меньшей художественной силы, чем их современники, именитые мастера. Одним из таких творцов является Александра Сергеевна Коновалова.
Она родилась в Москве в 1889 году. Под влиянием поэтических настроений и суфражистских стремлений к самостоятельности, четырнадцатилетней барышней в 1903 году она поступает в Строгановское училище. В 1906 году училище временно было закрыто, и Коновалова с товарищами уехала в Париж, где пробыла около года, посещая студию Colarossi, оттачивая глаз в залах Лувра и черпая вдохновение в кафе на холмах Монмартра.
«В первую очередь огромное влияние на творчество Коноваловой, конечно, оказал Михаил Врубель… Мифотворчество, культ удивительного, балансировавшего на грани яви и сна», – считает искусствовед Любовь Агафонова, директор галереи «Веллум». Врубель – не единственный гений, оставивший отголосок в графике Коноваловой. Художница была заворожена усадебными грезами Виктора Борисова-Мусатова. Частые персонажи её полотен – скучающие дамы в кринолинах, – излюбленные героини многих молодых творцов тогдашней эпохи. Поэты и художники с упоением использовали повествовательный, литературный мотив в своих произведениях, черпая вдохновение в эпосе или Евангельском сюжете. Акварели Коноваловой – целиком порождение и лицо русского символизма.
Умением рисовать прелестных юных девушек в прабабушкиных платьях в благоухающих кустах, залитых солнцем и весной владеет едва ли не лучше самого Борисова Мусатова. Александра Коновалова пережила все бедствия Гражданской войны на Украине, и после убийства Сергея Кирова в 1934 году переехала (по другим данным – была выслана) на Чукотку, где одной из первых в СССР в живописи обратилась к изображению жизни оеневодов и шаманов крайнего Севера.
Петр Вильямс (1902-1947) сын американского инженера-мостовика, приглашенного на работу в Россию в XIX веке, трижды лауреат Сталинской премии, сегодня известен в первую очередь как художник и сценограф, оформивший классические постановки Большого театра. В 1919—1924 годах он учился во ВХУТЕМАСе у таких мастеров, как Василий Кандинский, Илья Машков, Константин Коровин, Давид Штеренберг. С 1929 года работал в качестве театрального художника, создавая неповторимы образы спектаклей театра Вахтангова и Станиставского и Немировича-Данченко. С 1941 года Петр Вильямс – главный художник Большого театра.
Во время войны к списку оформленных им постановок добавляются спектакли балетной труппы НКВД, для гастролей которой по прифронтовым территориям были созданы панно с жизнерадостными мотивами природы; панно, посвященные союзным республикам, или революционной, ленинской тематике. Часть этих работ была утрачена во время войны, некоторые сохранились в фондах Бахрушинского музея – произведения из этой серии из собрания Любови Агафоновой демонстрируются впервые.