Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

Самара. Выставка "Константин Коровин. Русский импрессионизм". ГРМ. СОХМ. 26.11.2015 - 21.01.2016


Министерство культуры РФ
Министерство культуры Самарской области
ФГБУК «Государственный Русский музей»
ГБУК «Самарский областной художественный музей»

Выставка
«КОНСТАНТИН КОРОВИН.
РУССКИЙ ИМПРЕССИОНИЗМ»
Живопись К. Коровина и современников
из коллекции Государственного Русского музея
26 ноября 2015 – 21 января 2016

ПРЕСС-РЕЛИЗ

Открытие выставки: 26 ноября, 18:00
ул. Куйбышева 92, мраморный зал
Без возрастных ограничений

Выставка включает 27 картин известного русского живописца, созданных в период с 1890-х по конец 1910-х, а также работы его современников, членов «Союза русских художников», Абрама Архипова, Константина Юона, Игоря Грабаря и других. Выставка проводится в рамках действующего с 2014 года проекта Филиала Русского музея в Самарском областном художественном музее и является первой крупной ретроспективой Константина Коровина в Самаре.

Свежесть и непосредственность восприятия зримого мира, свободная и темпераментная манера письма, жизнеутверждающий характер образов принесли Константину Коровину (1861-1939) заслуженную славу крупнейшего представителя русского импрессионизма. Начав свой путь с позиций передвижнического реализма, Коровин, благодаря приобщению к общеевропейскому художественному наследию, к искусству барбизонцев и импрессионизму, сумел их преодолеть. С импрессионистами его роднит жизнеутверждающий пафос и верность натуре, в основе которой лежал принцип равнозначности всего изображаемого художником. Но, в отличие от аналитических задач, которые ставили перед собой импрессионисты, Коровин стремился к тому, чтобы «выходила не живопись, а музыка». Его чувственная, эпикурейская натура стремилась наполнить произведение богатым эмоциональным содержанием.
Южная природа усиливала яркость и декоративность палитры художника. Коровин жадно стремился схватить ее изменчивую красочность. Картины «На берегу моря» (1910), «Гурзуф вечером» (1912), «Пристань в Гурзуфе» (1914) наполнены светом, воздухом, живописная стихия в них как бы вибрирует, дышит, постепенно замещаясь световым миражем. В работах 1910-х – 1920-х гг. все более нарастает качество, точно названное А.Бенуа «фееричностью» («Базар», 1916).
Пейзажи европейских городов – Парижа («Париж 14 июля», 1 пол. 1900-х), Марселя, Виши («В Виши», 1911) – чаще всего романтические ноктюрны, причудливо соединяющие естественный и природный свет. Париж в интерпретации художника – «праздник, который всегда с тобой».
В своих деревенских пейзажах Коровин идет по стопам Саврасова и Левитана, создавая новый тип пейзажа – пейзаж-настроение, «пейзаж весны, талого снега, вечера, осени», проникнутый чувством любви к родной земле. Таковы работы «Дорога. Звенигород» (1891), «На Сенежском озере» (1898), «Уголок провинции (Улица в Переславле)» (1905), «Улица в деревне» (1905), «Осень. Островки» (1912), «Ветер» (1916), «Деревня. Осень», 1917; «Весна» (1917), «Сельский пейзаж с мостом» (1919).
Особое место в творчестве художника заняла тема русского Севера, на выставке она представлена работами «Поморы» (эскиз для одноименной картины 1894 г.), «На Севере» (1899), «Пристань в Архангельске» (1 пол. 1890-х), с их цветовой сдержанностью, почти монохромностью. Здесь доминирует темная, бархатистая тональность с переходом к серебристости.
С 1900-х гг. натюрморт становится одним из ведущих жанров в творчестве Коровина. Его интересуют декоративные эффекты, музыка общего, сопоставление различных по фактуре предметов. Здесь с яркостью проявляется гедонизм творчества мастера («Сирень», 1915; «Рыбы», 1916).
Характер творческих поисков художника раскрывают и включенные в экспозицию произведения театрально-декорационного искусства. Это «Град-столица», 1911 - эскиз декорации для постановки балета Ц.Пуни «Конек-Горбунок» на сцене Мариинского театра в Петербурге и «Палата царского дворца в Тмутаракани», 1912 - эскиз декорации для постановки оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» на сцене Большого театра в Москве. Театральная тема продолжена и «Портретом неизвестного в театральном костюме» (нач. 1890-х гг.), который, предположительно, является изображением старшего сына С.И.Мамонтова, С.С.Мамонтова – журналиста, драматурга, художественного критика, принимавшего участие в домашних постановках Абрамцевского кружка.
На выставке представлены также произведения современников и сподвижников К.А.Коровина по «Союзу русских художников», продолжающих традиции отечественного импрессионизма – в основном, это лирические пейзажи, исполненные на пленэре, отличающиеся широтой и свободой письма.

Самарский областной художественный музей
г. Самара, ул. Куйбышева, 92.
Время работы с 10.00-17.30, четверг – 13:00 – 21:00
выходной - вторник
Телефон для справок: 332-33-09, 332-05-64
www.artmus.ru 
страница вконтакте - https://vk.com/samara_artmuseum 
страница на facebook - www.facebook.com/artmus.ru