23 декабря с.г. в Сербии открывается выставка "Русский авангард. К столетию Черного квадрата", где мощгным оркестром выступают 24 произведения из нашего собрания. Эталонные живописные полотна и графические листы ведущих мастеров уникального художественного явления первых десятилетий ХХ века – произведения Ивана Клюна и Василия Кандинского, Александры Экстер и Ольги Розановой, Любови Поповой и Николая Синезубова, Самуила Адливанкина и Георгия Носкова, Татьяны Глебовой и Алисы Порет, Павла Кондратьева и Михаила Соколова, Александра Родченко и Александра Лабаса.
В торжественной церемонии открытия выставки в Белграде принимают участие директор Ярославского художественного музея Алла Валерьевна Хатюхина и главный хранитель Ярославского художественного музея Татьяна Альбертовна Лебедева.
Татьяна Альбертовна принимала вещи и участвовала в построении экспозиции. Сообщила, что наше произведение И.В. Клюна, друга и соратника К.С. Малевича, "Супрематизм" - на афише выставке и на обложке каталога! Это произведение написано в 1916 и свое столетие отметит в Сербии, став одним из заглавных шедевров экспозиции. Полотно Клюна "Супрематизм" отличают почти квадратные пропорции и концентрация форм, что напоминает о «Чёрном квадрате» Малевича. Клюн словно проник внутрь Чёрного квадрата, исследуя его таинственный мир. Взаимодействие цветоформ друг с другом и с чёрным фоном наполняет композицию внутренней динамикой, её центром становится белый квадрат. Кстати, в цветовой глубине коричневого прямоугольника, пересекающего белый квадрат, различимы буквы. Прочитанные изнутри композиции, из белого квадрата, они образут слово НЕТ. Можно предположить, что произведение написано сразу вслед за ошеломляющим появлением «Чёрного квадрата».
Впервые за рубежом выставляется полотно учениц П.Н. Филонова Татьяны Глебовой и Алисы Порет "Дом в разрезе", написанное в 1931 году, одно из загадочных полотен русского авангарда из собрания Ярославского художественного музея. Этому произведению посвящен проект музея, ставший победителем X конкурса "Меняющийся музей в меняющемся мире" Благотворительного фонда в. Потанина, признанный одним из лучших реализованных проектов 2013 года. Полифонизм картины отсылает к искусству авангарда, литературе обэриутов, музыкальной культуре и реалиям жизни 1920-х–1930-х гг. С произведением, проектом-своеобразным порталом в XX век можно познакомиться на его сайте http://domvrazreze.ru
О выставке в Сербии - http://rosizo.ru/exhibition/83
РУССКИЙ АВАНГАРД.
К СТОЛЕТИЮ ЧЁРНОГО КВАДРАТА
Музей истории Югославии (Белград, Сербия)
23 декабря 2015 в Музее истории Югославии в Белграде откроется первая в Сербии выставка русского авангарда.
Выставка сформирована на основе экспонатов из региональных музеев, в числе которых Ярославский художественный музей, Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль», Ивановский областной художественный музей. Представлены произведения из Российского государственного архива литературы и искусства. Экспозиция дополнена живописью и графикой из собрания Национального музея Сербии и фарфором из коллекции Государственного музея-заповедника «Царицыно».
Мощным оркестром в данной экспозиции представляют русский авангард 24 произведения из собрания Ярославского художественного музея. Эталонные живописные полотна и графические листы ведущих мастеров уникального художественного явления первых десятилетий ХХ века – произведения Ивана Клюна и Василия Кандинского, Александры Экстер и Ольги Розановой, Любови Поповой и Николая Синезубова, Самуила Адливанкина и Георгия Носкова, Татьяны Глебовой и Алисы Порет, Павла Кондратьева и Михаила Соколова, Александра Родченко и Александра Лабаса.
Коллекция классического авангарда Ярославского художественного музея знаменита и уже более 25 лет представляет наше собрание на всех континентах, участвуя в представительных международных проектах.
В торжественной церемонии открытия выставки в Белграде принимают участие Алла Валерьевна Хатюхина, директор Ярославского художественного музея и Татьяна Альбертовна Лебедева, кандидат культурологии, главный хранитель Ярославского художественного музея.
Т.А. Лебедева участвовала в передаче произведений и в построении экспозиции в Белграде. Она нам сообщила, что произведение из собрания ЯХМ Ивана Клюна, друга и соратника Казимира Малевича, "Супрематизм" - на афише выставки и на обложке каталога! Оно написано в 1916. Знаменательно, что свое столетие "Супрематизм" И.В. Клюна отметит в Сербии, став одним из заглавных шедевров экспозиции, посвященной столетию "Черного квадрата"! "Супрематизм" Клюна отличают почти квадратные пропорции и концентрация форм, что напоминает о Квадрате Малевича. Клюн словно проник внутрь Чёрного квадрата, исследуя его таинственный мир. В цветовой глубине коричневого прямоугольника, пересекающего белый квадрат, различимы буквы. Прочитанные изнутри композиции, из белого квадрата, они образуют слово НЕТ. Безусловно, произведение написано как ответ Малевичу, сразу вслед за ошеломляющим появлением Чёрного квадрата.
Впервые за рубежом выставляется полотно учениц П.Н. Филонова Татьяны Глебовой и Алисы Порет "Дом в разрезе", написанное в 1931 году, одно из загадочных полотен русского авангарда из собрания Ярославского художественного музея. Этому произведению посвящен одноименный проект музея, ставший победителем X конкурса Меняющийся музей в меняющемся мире Благотворительного фонда в. Потанина,признанный одним из лучших реализованных проектов 2013 года. Полифонизм картины отсылает к искусству авангарда, литературе обэриутов, музыкальной культуре и реалиям жизни 1920-х–1930-х гг. С историей произведения, которому в 2016 исполнится 85 лет, и с музейным проектом можно познакомиться на сайте http://domvrazreze.ru
Выставка в Белграде будет открыта до 2 февраля
Информация – Марина Полывяная, помощник директора ЯХМ по связям с общественностью (4852) 328185