Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

Курск.«Свобода творчества» в работах молодых художников курска и белгорода

Текст:
Анастасия Соколова,
искусствовед

30 мая в 16 часов в выставочном зале «Звёздный» (Кр. площадь, 2/4) открылась Межрегиональная выставка произведений молодых художников, посвящённая Казимиру Малевичу – художнику с интернациональным именем, также тесно связанного с курской землёй.

Организаторы выставочного проекта преследовали своей целью популяризацию изобразительного искусства и дизайна в нашем регионе во всём многообразии видов и жанров, а также ставили ряд важных задач:
- активизация творческих сил молодых дизайнеров и художников;
- поддержка и поощрение талантливой молодёжи;
- поиск новаторских путей решения в работах молодых художников;
- обмен художественным опытом между молодёжными объединениями различных регионов.

Почему Казимир Малевич? Курское региональное отделение ВТОО «Союз художников России» не случайно приняло решение посвятить именно молодёжную выставку выдающемуся новатору, который раздвинул границы творчества, создал иную философию живописи, открыв новые пути в искусстве. Выставка получила название «СВОБОДА ТВОРЧЕСТВА». Малевичу было свойственно чувство свободы, дерзости, парадоксальности и противоречивости - всё то, чем должна, на наш взгляд, обладать современная творческая молодёжь. Другая причина заключается в том, что художник жил и работал в Курске на протяжении шести лет, с 1896 по 1901 (после 1904 – бывал в городе наездами). Казимир Северинович сыграл видную роль в культурной жизни города рубежа веков. Курский период жизни для Малевича стал важным этапом в его творческом становлении - именно на курской земле он вступил на путь профессионального художника, всё больше увлекаясь живописью.

Выставка молодых художников проходит в Курске не в первый раз, но, пожалуй, впервые имеет подобную географию. В ней приняли участие художники и дизайнеры в возрасте от 18 до 35 лет из двух областей – Курской и Белгородской. Города-участники – Курск, Железногорск, Белгород, Губкин.
Между Белгородом и Курском существуют тесные взаимоотношения, в том числе, по линии культуры и искусства. Выставка стала прекрасной возможностью укрепить межрегиональные связи, обменяться опытом, продемонстрировать потенциал и возможности творческой молодёжи соседних регионов.
В экспозиции представлено около 100 произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, театрально-декорационного искусства, а также фотографии. Работы выполнены в разнообразных техниках, с использованием различных стилистических приёмов. Выставку отличает неуловимый оттенок свежести, какая-то особенная энергетика.

Традиционно самый большой раздел экспозиции занимает живопись. Выставка объединила самые разнообразные жанры: натюрморт, пейзаж, портрет, тематическую картину.
Любопытно сравнить в выставочном пространстве работы курян и белгородских художников. Работы из Белгорода смелее, в них - больше интересных находок, свободы. Творчество курской молодёжи тяготеет к реалистической живописи, привычной интерпретации тем и мотивов. Не совсем преодолён барьер «старого и традиционного» в работах молодых курян. Встречаются довольно любопытные авторы и смелые творческие поиски. Стоит отметить декоративные натюрморты Скобликовой Светланы; эксперименты в духе кубизма Белоусова Олега; лаконично-условные живописные композиции Софьи Ечиной; «Портрет Назаретяна» Пронской Алины, вдохновлённый фаюмским портретом, её же «Автопортрет» в стиле японского искусства.

Достойно представлена на выставке графика, в основном - белгородскими авторами. К сожалению, в Курске графическое искусство находится в состоянии кризиса и упадка. Среди молодёжи она не пользуется популярностью.
Немногие курские художники старшего поколения профессионально занимаются этим видом искусства – В. Кизилов, В. Шкалин, Е. Жигулёва, И. Глюдза.
Молодое поколение курских графиков на выставке представила Вероника Евдокимова, студентка художественно-графического факультета КГУ. Её работы – «У офортного станка», «В мастерской после работы», выполненные в технике линогравюры, отличает лаконизм композиции, уверенный рисунок, чёткая и выразительная линия.
Белгородцы демонстрируют высокий уровень мастерства в области графического искусства. Молодые художники из соседнего региона тяготеют к монументальным формам (как в живописи, так в графическом искусстве), более свободно чувствуют себя, работая с крупными форматами, показывают разнообразие технических приёмов и материалов. В выставочном пространстве собраны работы, выполненные в технике пастели, акварели, граттажа, монотипии, с использованием гелиевой ручки, простого карандаша, туши и сангины.
Оригинальна концепция графического листа Серпуховой Яны «Голуби – цветы города» (метод граттажа, столь популярный в детстве на уроках рисования, используется в данном случае на высоком профессиональном уровне). Удивительно образна «Бабушка» Тищенко Аллы (монотипия). Прозрачность и звучность акварельных красок сохраняется в натюрмортах Васильевой Марины – «Стекло», «Декоративный натюрморт», «Натюрморт с фотоаппаратом».

С сожалением можно отметить отсутствие в экспозиции скульптуры. Каждый год художественно-графический факультет выпускает квалифицированных специалистов в различных областях художественной деятельности. И довольно часто выпускники защищают дипломные работы по скульптуре; встречаются довольно любопытные вещи. На молодёжных выставках скульптура по-прежнему отсутствует. Возможно, сказывается нехватка часов в образовательном процессе факультета, отсутствие специализированных скульптурных мастерских и студий для обучающихся.

Театрально-декорационное искусство также не пользуется популярностью среди молодых художников. Думается, это обусловлено рядом факторов: сценография требует от автора определённого художественного опыта, знания литературного источника, умения раскрывать образ спектакля средствами визуально-пластического языка.
Тем не менее, на выставке представлен данный вид искусства: достойное место заняли эскизы декораций к шекспировской комедии «Сон в летнюю ночь» белгородского художника Браковенко Марии и эскизы декорации к опере Ж. Оффенбаха «Сказки Гофмана» Сороколетовой Светланы (г. Курск).

Декоративно-прикладное искусство не так объёмно. На выставке можно найти работы, связанные с текстилем (гобелен, батик, декоративные панно в технике аппликации) и художественной обработкой дерева. К наиболее профессиональным и интересным произведениям следует отнести аппликации из текстиля Браковенко Марии; тонкое панно «Синяя птица» Вильдяксовой Екатерины, выполненное в технике кружевоплетения на коклюшках.
Изящество линий и выразительность отличают работы из дерева – декоративные совки Джаловян Тамары, Черкашиной Ольги.

Когда выставка обсуждалась только на уровне идеи, было принято решение привлечь не только молодых художников, но и дизайнеров. В положении о выставке чётко обозначили, что комиссия принимает произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, инсталляции, артобъекты, мультимедийное искусство, образцы современных направлений искусства и дизайна. Никаких ограничений. Абсолютное разнообразие. Организаторы предоставили относительную свободу всем участникам проекта. Было лишь несколько условий – определённый возраст и время создания работ (не более 5 лет). Таким образом, выставка должна была продемонстрировать то, что сделано молодыми художниками и дизайнерами за последние годы, показать также, что интересует или волнует современную молодёжь, какие задачи она ставит в собственной творческой деятельности.

В целом, выставка удивит зрителя разнообразием стилей и направлений: реалистическое искусство, традиционная живопись соседствует здесь с более декоративными по исполнению работами, нестандартными композициями, «кубистическими», «филоновскими» и др. поисками.
Всё же в Курске пока с большим трудом преодолеваются границы «старого искусства»; даже молодёжь неохотно идёт на эксперименты. Трудно переломить устоявшиеся понятия о живописи. Некоторые работы будто созданы в 80-е годы прошлого века.
С большим сожалением можно отметить отсутствие на выставке дизайнерских проектов, мультимедийного и других видов современного искусства. Всего один автор решился выставить фотографии – «архитектурные визуализации» Бунцевой Вероники.

Подводя итог, можно отметить, что в целом выставка молодых художников производит приятное впечатление своей энергией и позитивным зарядом. Год от года появляются новые имена, интересные работы. Несомненно, положительным опытом стало приглашение белгородских коллег по цеху. Это дало возможность сделать определённые выводы о том, чего не хватает нашей молодёжной секции и поставить конкретные задачи на будущее.

Организаторы надеются, что подобные выставочные проекты с привлечением соседних регионов станут традиционными для нашего города и позволят в дальнейшем расширять и укреплять культурные связи между городами, творческими союзами; а также сделать художественную жизнь нашего края более яркой и интересной.
Возможно, в дальнейшем курская творческая молодёжь станет более раскрепощённой, независимой от условностей и если не раздвинет границы искусства, то, по крайней мере, попытается «приоткрыть занавес» в сторону эксперимента и свободы творчества.

Выставка продлится до 23 июня.



 ПОЯСНЕНИЯ К ФОТО:

000 – Открытие выставки молодых художников 30 мая. Выступление И.В. Алябьевой (Управление культуры г. Курска)
001 – Выступление Председателя правления КРО ВТОО «Союз художников России», Заслуженного художника РФ В.А. Дайбова
002 – Гости выставки на открытии