Галкина И. /Курск/. Афиша выставки плаката «В пространстве культуры»
В КУРСКЕ ПРОХОДИТ ОБЛАСТНАЯ МОЛОДЁЖНАЯ ВЫСТАВКА ПЛАКАТА «В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ».
17.01 – 03.02.2014
Текст и фото: Анастасия Соколова, искусствовед
17 января 2014 года в выставочном зале «Звёздный» открылась Областная молодёжная выставка плаката «В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ», проходящая в рамках Года культуры в России. Инициатором идеи выступил концертно-творческий центр «Звёздный» при содействии городского Управления культуры.
2014 год наступил. Он объявлен Годом культуры в России. Хотелось отметить его наступление ярким и интересным событием, тем более что «Звёздный» имеет непосредственное отношение к Управлению культуры города Курска.
Выставка плаката была задумана в 2013 году в качестве тематического проекта, открывающего новый выставочный сезон, и с целью активизации творческих сил молодых художников и дизайнеров нашего региона.
В силу объективных обстоятельств, среди которых – эстафета олимпийского огня, проходившая в Курске 16 января текущего года, торжественное открытие было отложено.
Выставка открылась без фанфар и громких речей: были отобраны работы, составлена экспозиция, произведён монтаж. И теперь она ждёт своего зрителя.
Плакат был выбран организаторами не случайно. Как продукт графического дизайна он является особой формой сообщения, сведённой к чёткой визуальной формуле, созданной в агитационных, рекламных, информационных и других целях. Соединяя ёмкое слово и пластически выраженный образ, плакат способен быстро доносить основную идею до зрителя, становиться своего рода мощным «рычагом воздействия». Одна из целей, которую преследовали в ходе организации и проведения выставки - привлечение внимания широкой общественности и СМИ к вопросам развития культуры в нашей стране: сохранению культурно-исторического наследия, воспитанию культуры межрелигиозных и межнациональных отношений, воспитанию культуры языка и общения, популяризации музеев, театров и других учреждений культуры. Благодаря свойствам плаката удалось в полной мере эту цель реализовать и придать выставке социальный характер.
Следует отметить, что в последнее время выставки плаката становятся актуальными в нашей стране (а также на территории бывшего соц. лагеря) и пользуются популярностью у зрителя. Проводятся многочисленные плакатные конкурсы - I «Московский конкурс плаката 2009», II «Московский конкурс плаката 2011», конкурс плаката «Третий путь», проведенный в 2013 году тульским отделением Союза художников России и многие другие. Подобные мероприятия привлекают внимание широкого круга зрителей, критиков, искусствоведов, представителей прессы.
Так, в октябре 2013 года в Воронеже сразу на нескольких площадках прошла III Всероссийская выставка плаката «Россия – между прошлым и будущим», на которой экспонировались и плакаты, отмеченные временем, и лучшие плакаты последних лет. Выставка была организована при активном участии правительства Воронежской области (!).
В сентябре 2013 года в Одессе выбирали лучший театральный плакат. В музее Западного и Восточного искусства была открыта I Международная выставка-конкурс театрального плаката, проходившая в рамках международного театрального фестиваля «Встречи в Одессе»; в ней приняли участие 147 плакатов из 17 стран ближнего и дальнего зарубежья.
Конечно, выставка в Курске менее масштабна и по количеству представленных работ и по своей географии. В экспозиции собрано свыше 100 плакатов, выполненных молодыми дизайнерами города и области. На выставке представлены социально-экологические, социально-культурные, театральные, музейные и другие плакаты. Все они различны по стилю и характеру, но связанны единой тематикой - культура и различные её составляющие.
Большую часть экспозиционного пространства занимает театральный плакат. Выразительны афиши к спектаклям по произведениям Н.В. Гоголя («Отрывок», «Записки сумасшедшего», «Вий», «Портрет»), А.П. Чехова («Вишнёвый сад», «Предложение»). Стоит также отметить серию театральных плакатов О. Колосовой, выполненную для курского театра юного зрителя «Ровесник», которая отличается глубиной и образностью решения («Ромео и Джульетта», «Сотвори чудо», «Люди и мыши»).
Открывают выставку две серии социально-экологических плакатов – А. Терещенко «Оставь наследие, а не последствия» и М. Левчинковой для Центрально-Черноземного биосферного заповедника им. В.В. Алёхина «Стрелецкая степь». Экологическая тема - одна из наиболее острых и волнительных тем последних десятилетий; экологическая культура является неотъемлемой составляющей культуры вообще. Сохраняя природное богатство, проявляя бережное и уважительное отношение к тому, что нас окружает, человек сохраняет своё человеческое лицо и культуру.
С идеей сохранения культурно-исторического наследия страны связана серия работ Дубровской Дарьи для музея деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы» (2011).
В экспозиции также широко представлены музыкальные коллективы, фестивали и конкурсы нашего региона: серия плакатов музыкального фестиваля им. Г.В. Свиридова Ирины Галкиной (2009); плакаты для музыкальной группы «Фладж» Ларисы Ческидовой (2008); для Международного фестиваля «Джазовая провинция» Ирины Милениной (2012) и другие.
Выставка получилась интересной и достаточно разнообразной. Активную помощь в её организации оказал коллектив кафедры графического дизайна Курского государственного университета. Специально для выставки преподавательским составом были отобраны лучшие курсовые и дипломные проекты, а также текущие задания студентов-дизайнеров.
Все представленные работы выполнены полиграфическим способом и средствами цифровой печати.
Устроителям проекта хотелось, чтобы выставка плаката стала заметным и ярким событием в культурной жизни города Курска, способствовала популяризации плакатного искусства в нашем регионе. Одна из целей - приобщение зрителя к качественным продуктам дизайна, но главное к мысли о том, что театральная афиша или плакат вообще может быть художественным объектом, выражать глубокую идею, раскрывать образ спектакля, а не просто анонсировать, рекламировать, сообщать.
Тем более что в современных российских городах остро стоит проблема перенасыщения городской среды наружной рекламой разного рода. Многочисленные вывески, плакаты, растяжки, лайтбоксы, выполняющие роль ярмарочных зазывал, занимают зачастую всё пространство городских улиц, подавляя его, мешая восприятию архитектурных построек. Эта проблема особенно ощущается в Москве и Санкт-Петербурге, где под нагромождением гигантских пёстрых вывесок пропадают фасады старинных зданий, имеющих историко-культурную ценность. Проблема заключается не только в количестве продукции наружной рекламы, но в её качестве. Наружной рекламе часто недостаёт художественности и сдержанности. Вышесказанное относится и к плакату как особому роду рекламной продукции.
Организаторы выражают надежду на то, что данное культурное мероприятие станет традиционным, способствуя популяризации плаката, а также укреплению позиций профессионального дизайна в нашем регионе.
Официальная часть выставки с вручением дипломов и благодарственных писем состоится 30 января в 16 часов в выставочном зале «Звёздный» (Кр. Площадь 2/4).
А пока молодёжная выставка плаката «В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ» открыта для всех желающих – жителей и гостей города Курска.
Выставка в Курске продлится до 3 февраля.