«Третий слой» Геннадия Калиновского
Книжная графика
Совместный проект галереи ГРОСart и редакции журнала «Наше наследие» приурочен к 85-летию со дня рождения Геннадия Владимировича Калиновского (1929–2006) – одного из лучших отечественных художников книги второй половины ХХ века. На выставке представлены оригинальные листы иллюстраций 1960–1990-х годов к таким неизменно популярным книгам, как «Мэри Поппинс» Треверс, «Сказки дядюшки Римуса» Харриса, «Алиса в Стране Чудес» и «Алиса в Зазеркалье» Кэрролла, «Путешествия Гулливера» Свифта, «Доктор Айболит» Чуковского, «Властелин колец» Толкиена и др. Выставка дает представление о масштабах творчества мастера, сумевшего создать в своих иллюстративных рисунках метафорически сложный, технически виртуозный и пластически невероятно разнообразный, увлекательный мир. Многие из показанных на выставке произведений находятся в московских частных коллекциях и демонстрируются впервые.
Геннадий Калиновский принадлежит к послевоенному поколению отечественных иллюстраторов, чье начало творческого пути удачно совпало с освежающими «оттепельными» процессами в русском искусстве 1950-х–1960-х годов и общей демократизацией советского общества. Выпускник Суриковского института (1955 год), ученик Бориса Дехтерёва, Калиновский вскоре резко отошел от того классического направления «костюмированной» книжной иллюстрации, которого придерживались, наряду с его учителем, художники Д.Кардовский, Н.Радлов, Е.Кибрик, Г.Филипповский и др. Не утрачивая острого внимания к исторической детали и тонкого чувства эпохи, он органично и предельно оригинально перерабатывает новаторский опыт отечественной книжной графики 1920–1930-х годов, связанной с именами В.Фаворского, А.Кравченко, В.Лебедева, В.Милашевского, В.Конашевича, Д.Штеренберга и др. Его творчество подкреплено глубокой визуальной эрудицией в области мирового искусства, и в том числе мастеров Северного Возрождения и мэтров сюрреализма и графического экспрессионизма ХХ века. Подобные стилевые интересы художника закономерно определяют его амплуа иллюстратора: в своем профессиональном сообществе Калиновский специализировался, как правило, на детской или юношеской литературе научно-фантастического или сказочно-фольклорного характера, но обычно содержащей в себе «метафизику» и гротеск отнюдь не детского свойства. В ходе работы над книгой «Путешествия Гулливера» в середине 1980-х годов он прикрепил над столом бумажку с найденной им точной формулой безупречной образно-пластической меры в иллюстрировании, которой, по сути, всегда придерживался: «ни слишком гротескно, ни слишком серьезно, ни слишком экстравагантно, ни слишком исторично». При этом Калиновский – один из немногих художников книги, кто самозабвенно «смаковал» рукотворные технические находки, как, например, парадоксальное взаимодействие черной туши и темперных белил в иллюстрациях к «Сказкам дядюшки Римуса» 1975 года или «проскребание» бритвенным лезвием отдельных участков рисунка в черно-белых иллюстрациях к «Алисе в Стране Чудес» (1974). Однако, увлечение техникой не затмило его авторской философии. Калиновский определял иллюстрацию как «третий слой»: относительно первичности «бытия» и вторичности «слова». Посредством такого парадоксального теоретического «материализма» художника, оказавшегося весьма устойчивым «визионером» на практике, утверждается, как ни странно, принципиальный универсализм и значительность всякого духовно выстраданного художественного высказывания, даже такого относительно прикладного, на первый взгляд, как иллюстрация.
Елена Грибоносова-Гребнева
1929 родился в Ставрополе. 1944-1949 учился в Московской средней художественной школе. 1955 окончил Московский государственный художественный институт им. В.И.Сурикова (преподаватель Б.Дехтерёв). С 1950-х сотрудничал с журналами «Юность», «Огонек», «Физкультура и спорт», «Семья и школа», «Советская женщина» и др. С 1960-х иллюстрировал книги, в основном детские (более 100 книг). Среди наград: серебряная медаль IBA (Лейпциг), «Золотое яблоко» BIB (1977), диплом им. Ивана Фёдорова (1982 и 1984), гран-при конкурса «Книга года – 2002», I премия Всероссийского конкурса произведений для детей и юношества «Алые паруса – 2004». Скончался в 2006 в Москве.
Выставка открыта с 6 по 24 октября 2014 года
Выставка продлится до 24 октября 2014 года
Вернисаж 7 октября 2014 года в 17.00
в выставочном зале редакции журнала «Наше наследие»
Режим работы:
ежедневно с 11.00 до 17.00
в субботу и воскресенье по предварительной договоренности
вход свободный
Адрес редакции журнала:
1-й Неопалимовский пер., 4
метро «Парк культуры», «Смоленская»
тел. 8 499 252 80 12; 8 499 252 70 70
www.nasledie-rus.ru
Адрес галереи:
ул. Пречистенка, 30/2
метро «Кропоткинская», «Парк культуры»
тел. 8 495 933 51 70 (доб. 118)
www.grosartgallery.com
Тел. мобильной связи: 8 916 418 10 54, 8 905 778 01 47
Спиок иллюстраций:
1. Обложка к произведению П. Треверс «Мэри Поппинс». 1996. Бумага, смешанная техника, 31,5х25
2. Иллюстрация к произведению К. Чуковского «Доктор Айболит». 1996. Бумага, смешанная техника. 22х16,5
3. Иллюстрация к произведению Ю. Вронского «Кукша». 1974-1978. Бумага, тушь. 21х16,5
4. Иллюстрация к произведению Р. Бредбери «451* по Фаренгейту».1970-е. Бумага, тушь. 27х17,5
5. Иллюстрация к произведению Л. Кэрролла «Приключения Алисы в стране чудес». 1974. Бумага, тушь. 12,5х14,8
6. Иллюстрация к произведению Л. Кэрролла «Приключения Алисы в стране чудес». 1988. Бумага, смешанная техник. 37х57
7. Иллюстрация к произведению Д. Свифта «Путешествия Гулливера». 1985. Бумага, акварель. 37х56