Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

Каспийск. Проект «Солярис». «Первая галерея». 11.05-09.06.2012


«Солярис».
Новое искусство древних дагестанских вышивок

 

Патимат и Габиб Исмаиловы, учителя из селения Гапшима, в далекие 1980–нач.90-х годов стали первыми изучать и исследовать своеобычные изделия из быта их предков – вышитые полотняные панно. Именно они были первыми, кто работал с информаторами – пожилыми мастерицами, еще помнившими, что-то о технологии и назначении этих вышивок. У них были самоназвания, которые существовали веками, но, как часто бывает, однажды им присваивается единое название, слоган, как правило мало соответствующий реальности. Замысловатые, с особым шифром знаков и линий вышивки с легкой руки собирателя вышивок англичанина Роберта Ченсинера стали называть «кайтагские». Звучное название «Кайтаг» привлекло Ченсинера, у которого практически не было доказательств широкого распространения этого ремесла в местности Кайтагского района, за исключением того, что в нескольких селениях им было обнаружено небольшое количество вышивок. По логике эти вышивки должны были звучать как «акушинские», «гапшиминские», «даргинские»…но теперь это, вероятно, уже не важно, ибо цель была достигнута. Благодаря знаниям и находкам семьи Исмаиловых, первому каталогу и зарубежным выставкам Ченсинера мир узнал об уникальном народном творчестве, мир узнал о Дагестане. И теперь «кайтагская» вышивка идентифицируется как дагестанская.
Вышивка шелком вприкреп стала семейным делом, семейной миссией Исмаиловых. От простого собирательства артефактов они постепенно перешли к изучению истории, этнографии, географии, технологии и воспроизведению древнего искусства. По просьбе Р.Ченсинера Патимат Исмаиловой была воссоздана одна из самых известных вышивок «Всадники». Раисат Исмаилова и Джавгарат Монакова (Исмаилова), по примеру своей матери Патимат Исмаиловой, более 19 лет назад взяли в руки пяльцы и начали вышивать новые «кайтагские» вышивки по старым образцам, стараясь ничего не менять. Из-под их рук вышло много работ, и все они имели безусловный интерес и спрос. Они стояли у истоков возрождения технологии «кайтагской» вышивки, занимались реконструкцией и реставрацией, собирали орнаменты и рисунки, изучали частные коллекции и музейные собрания, собрали практически всю литературу по вышивкам, изданную во всем мире.
«Кайтагская» вышивка идет по миру начиная с начала 1990-х годов как благодаря деятельности семьи Исмаиловых, так и усилиями зарубежных музеев и коллекционеров, которые «распахивают» свои драгоценные коллекции дагестанских вышивок в крупных музейных и галерейных выставках и изданиях каталогов. В России и, в частности, в Дагестане «кайтагская» вышивка – ее артефакты и «новоделы» – существует камерно, на уровне собирателей и коллекционеров, небольших музейных экспозиций. Широкая публичная презентации затянулась на десятилетия. В представлении того или иного жанра, проекта искусства есть несколько ракурсов и форматов. Мы не берем на себя миссию музеев и научных институций. Но мы и не можем молчать, не показывать того потрясающего, богатого, неиссякаемого источника нашего древнего изобразительного искусства. Композиции орнаментов, знаков, символов, живущих в вышивках, их цветовые и тональные решения – это золотой запас для художников, декораторов, текстиля, архитектуры, современного дизайна, театра, философов, культурологов и многих других.
«Кайтагские» вышивки похожи на красивые картины, привлекающие и завораживающие любого зрителя. Они похожи на криптограммы, некие тайные схемы, карты тайных знаний. Это искусство для жизни, искусство-оберег. Красота рисунка, его многоцветье и узорочье должны были задобрить добрых духов, а особые знаки и символы, из которых составляли древние мастерицы невероятные комбинации-партии, были своеобразными стражами, охраняющим человека от злых духов.
Композиции и сама художественная концепция любого старинного образца – это безупречный вкус и красота, они и сегодня весьма современны и привлекательны в любых современных интерьерах и коллекциях.

Солнце. Символ солнца как главный символ всех времен и народов в древности в бесчисленных графических цветовых решениях присутствует практически в каждой «кайтагской» дагестанской вышивке. Солнце – непреходящая ценность человечества.

Художественно-этнографический проект «СОЛЯРИС», осуществляемый «Первой Галерей» совместно с авторами произведений Раисат Исмаиловой и Джавгарат Монаковой, вполне укладывается в формат contemporary art, а изобразительный слой «кайтагского» наследия стал для нас определяющим мотивом в создании проекта «Солярис». Помимо этого проект обозначен и как этнографический. Выставка снабжена информативными баннерами-планшетами, в которых посетители смогут ознакомиться с краткой историей, технологией изготовления, особенностями назначения и применения, старинными фотографиями видов местности и типажей, сцен, связанных с бытованием вышивки, списками музеев, где хранятся раритетные старинные вышивки, и хроникой выставок, посвященных искусству «кайтагской» вышивки, проходивших в разных странах мира. Все тексты и описания были составлены авторами проекта на основе их исследований и изысканий.

В экспозицию вошли произведения шелкового шитья вприкреп в авторских повторах и реконструкциях рисунков Раисат Исмаиловой и Джавгарат Монаковой (Исмаиловой), а также несколько авторских работ.
На выставке представлено 55 работ, выполненных с 2005 по 2012 годы, большинство из них привлечены уже из частных коллекций и собраний. Это лишь малая часть работ, общее количество которых составляет около 400 произведений. Для воссоздания историко-художественной преемственности в экспозицию также включены несколько старинных «кайтагских» вышивок.

Особенность творчества Раисат и Джавгарат заключается в том, что они не стремятся «изобрести велосипед», подменять или добавлять, не занимаются прямым копированием «один в один», а проявляют подлинную смелость и фантазию, подчиняясь лишь канону рисунка. Используя любые материалы и талантливо их комбинируя, натуральные и синтетические ткани и нити, их разную плотность и фактурность, они воспроизводят очень дисциплинированно и точно все дошедшие до них узоры и элементы, по фрагментам осуществляют реконструкции полного рисунка. Прежде чем нанести рисунок на ткань, мастерицы создают тысячи набросков, эскизов, прорисовок. Повторяя раритеты, художники создают и много собственных произведений. Хорошо владея языком «кайтагской» вышивки из ее «букв» и «слов» они составляют собственные картины, и это уже другое искусство – искусство продолжения и сохранения древних традиций на современном языке интерпретаций и обобщений.

Джамиля Дагирова
Куратор проекта. 11 мая 2012.


Кратко об авторах.
Раисат Исмаилова
1975 г.р. с.Гапшима, Акушинский район, Дагестан
Окончила ДГУ, факультет востоковедения.

Монакова Джавгарат
1982 г.р. с. Гапшима, Акушинский район, Дагестан.
Окончила ДГУ, факультет востоковедения.