Катерина Бодрунова
В погоне за сюрреальностью
от Underwater Tango до магической SheJesus,
выставленной на торги Sotheby's в 2013 году
В преддверии новогодних и рождественских празднеств Gusto Gallery представляет в Москве персональную выставку Катерины Бодруновой – молодой художницы-фотографа, работы которой представлены на выставках и в коллекциях США, Великобритании, Канады, Аргентины, Франции, Италии, Испании и Польши.
Gusto Gallery предлагает Вам уникальную возможность познакомиться с искусством художницы, чьи работы в феврале 2013 года будут выставлены на торгах Sotheby's в Париже, Лондоне, Нью-Йорке. Присоединяйтесь к элите британского аукционного дома, не выезжая за границу, опередив весь мир hic et nunc, то есть здесь и сейчас.
Открытие выставки состоится в Москве 21 декабря в 19:30
по адресу ул. Кутузова, 11 (корп. 2), Gusto Gallery Библиотека Клуба Сенаторов.
Завораживающее зрелище Подводного Танго и Сюрреалистических композиций, затрагивающих то, что философ Беньямин определил как «видимое бессознательное», позволит Вам окунуться в магический мир, где главным действующим лицом является воображение.
Куратор выставки: Татьяна Мартьянова
Библиотека Клуба Сенаторов
Gusto Gallery
ул. Кутузова 11 (корпус 2)
Москва
+7 (495) 978-80-07
Ваш электронный билет на открытие выставки в приложении
Билет действителен как в печатном, так и в электронном виде
Скачать пригласительный билет
Катерина Бодрунова
В погоне за сюрреальностью
от Underwater Tango до магической SheJesus
Мы нацелились на время глазом,
который сделал его долговременным.
Поль Клодель о фотографии[*]
Катерина Бодрунова – художница. Начать следует с этого. «Я рисую с помощью людей и объектов, представленных на моих фотографиях также, как художник пишет с помощью кистей и красок», - утверждает Бодрунова в интервью одному из международных изданий. То есть посредством фотографии художница пишет картины, вылепливает скульптуры – это некое условие создания и существования образов в ее произведениях.
Но Бодрунова художница не только потому, что она сама себя таковой определяет. Выбранный ею материал для работы – фотография – от греческого, «письмо светом», собирает и «высвечивает» детали, постоянно меняющиеся, и меняющие реальность. Таким образом, из моментов уже несуществующей реальности Катерина словно выкраивает новую действительность, сюрреальность.
Время и фотография – предмет многих исследований, основополагающими из которых, на наш взгляд, являются исследования немецкого философа и историка фотографии Вальтера Беньямина[†], французского философа и семиотика Ролана Барта[‡] , теоретиков искусства, исследователей и кураторов современного искусства, таких как, например, Розалинд Краус[§] и Николя Бурьо[**]. Резюмируя их исследования, можно сказать, что, несмотря на потерю «сакральности» - так называемой «ауры»произведения искусства (Беньямин), техническое воспроизведение последнего (в особенности с изобретением фотографии) освобождает его от служения ритуалам (религиозным, мифологическим и т.п.) и позволяет искусству создаваться ради искусства. Таким образом, потеря «ауры»произведения искусства оправдана, и фотография понимается как произведение искусства нового уровня культурного и социального развития – массового общества, в котором развитие техники в целом кардинально меняет окружающую действительность. Фотография при этом служит культуре как инструмент запечатления, «свидетель» увековечивания «непрерывно исчезающих вещей», «ускользающей реальности».
Запечатление действительности, мгновение чувства власти над временем, над пространством, над бессознательным… вот о чем рассказывает Бодрунова в своих произведениях. Идея художественного воплощения основ фрейдовского психоанализа, конечно, не нова, вся сюрреалистическая живопись построена на идеях бессознательного. Бодрунова же предлагает переосмысленный взгляд, построенный на художественном опыте предыдущих поколений. Но именно поэтому она и вписывается в культуру «Postproduction» - таким определил современное общество Николя Бурьо. «Речь идет не о том, чтобы создавать что-то новое, а о том, чтобы работать, создавать на основе уже существующих на культурном рынке объектов и материалов»[††] . Другими словами, ре-интегрировать устоявшиеся культурные паттерны в новые контексты реальности. Именно этим объясняется успех Катерины за рубежом: она точно вписывается в обозначенные рамки философии современного искусства. Собственные произведения Бодрунова «настраивает на стилевую интонацию своего времени» (Бурьо), поскольку именно под свое время и культуру подводит художница сюрреалистический опыт великих французских и испанских мастеров.
На выставке представлены три серии работ Катерины Бодруновой: Underwater Tango, Сюрреализм (к этой серии стилистически можно отнести и работу Kin-d), Marionette Spectacle, а также SheJesus – произведение, венчающее на сегодняшний момент творчество художницы.
Сама Катерина считает, что все ее творчество посвящено полету: «это так и есть… если присмотреться, все мы можем летать». Поэтому художница и не использует Photoshop – в ее работах все происходит по-настоящему. Завораживающее ли это зрелище Подводного Танго или Сюрреалистические композиции, затрагивающие то, что Беньямин определил как «видимое бессознательное», Катерина Бодрунова дает зрителю возможность окунуться в магический мир, где главным действующим лицом является воображение.
Серия Underwater Tango – фотографии, запечатлевшие пару, танцующую танго… под водой. Выбор объекта изображения – танго, одного из самых страстных танцев, и необычного места его проведения – водной стихии – подтверждают стремление художницы создать собственную действительность. «Любой фотограф запечатлевает объективную реальность, я же чувствую себя достаточно свободной, чтобы посредством фотографии создавать мою собственную реальность», - говорит Бодрунова. Поэтика пространства произведения – вода – это отражение в глазах каждого зрителя того, кто не разучился мечтать. Издревле вода – «глаза Земли», отражение действительности, это также и метафора откровения, испытываемого истинным художником в процессе создания своего произведения, в которое зритель оказывается вовлечен эмоционально на бессознательном уровне. В «Подводном Танго» зрителя словно уносит в воображаемый подводный мирта страсть, с которой танцоры пересекают точно выстроенное пространство.
Сюрреализмбыл определен его идейным создателем – писателем и поэтом Андре Бретоном – в первом Манифесте Сюрреализма в 1924 году[‡‡] как «всемогущество сна и бескорыстная игра мышления». Серии работ Сюрреализм и Marionette Spectacle сопровождают зрителя в мир, находящийся вне реальности.Здесь мы наблюдаем и полет человеческого тела, и реальность «переработки снов», и «захват» мимолетного мгновения посредством игры воображения. Сюда же стилистически относится и произведение Kin-d – практически открытое цитирование поэтики Сальвадора Дали.
В бесконечных поисках сюрреальности, Катерина Бодрунова экспериментирует и с черно-белым цветом и светом, в серии работ Marionette Spectacle. Черно-белый – особый цвет в традиции искусства фотографии. Как говорит Родни Смит, один из любимых фотографов Бодруновой, «черно-белый цвет отражает основы нашего бытия, нашего чувствования…это некий фундамент, помогающий воскрешать в памяти сущность жизненного опыта». Можно добавить, что в случае с Бодруновой эта воскрешенная в памяти «сущность» - есть сущность нашего бессознательного, и тем интереснее его изучение. Зритель оказывается вовлечен в мир сказок и фантазий, всматриваясь в репрезентацию «надрывной красоты» – концептуального талисмана всех сюрреалистов.
SheJesus – это венчающее произведение всей экспозиции. Как отмечает Катерина, это совершенно новый этап в развитии ее художественного пути. Не зря именно эту работу отобрал известный британский аукционный дом Sotheby’s на торги в феврале 2013 года.
С одной стороны, зрителю предстает точно выстроенная композиция, отвечающая всем законам цвета, света, перспективы, то есть соответствующая «математике живописи», как ее называл Дали, это и есть стремление изображать точно, и, значит, избегать абстрактности. С другой стороны, эта точно выстроенная фотография отправляет зрителя в мир размышлений, иллюзий, воображения, и, то есть, создает некий абстрактный образ, трансформирующий наше бессознательное в символическую реальность. Постоянный контраст между четкими и нечеткими линиями, формами, цветами, светом и тенью, особая композиционная постановка[§§] в этой работе – все это можно определить французским понятием dompte-regard, то есть укрощение взгляда, доминирование внутреннего сознания над тем, что изображено на художественной поверхности. Цитирование темы Распятия само по себе смело для молодой художницы, поскольку живописная интерпретация этой тематики требует глубокой духовной подготовки художника. Прием использования насыщенного черного фона, как в работах Эль Греко, подчеркивает мистицизм этой работы. Изображение в данном случае является посредником, дорогой, ведущей к откровению души.
Двунаправленный характер SheJesus (колебания между четким изображением и абстрактной образностью) делает эту работу особой по сравнению с другими, является результатом творческих исканий Катерины Бодруновой, что подтверждается и выбором использования новой для нее техники – сочетания акриловой краски и фотографии. Это характерно для русского художника в целом, процесс легитимации чьей художественной идентичности в европейской и американской системе искусства достаточно долог и «подталкивает» художника к постоянной саморефлекссии, к исследованиям и усовершенствованиям техник, материалов, тем для искусства и способов его выражения.
«Фотография для меня – это всегда раскрытие тайны, откровение бессознательного», отмечает Катерина. Именно поэтому экспозиционное пространство нашей выставки продумано как некое путешествие в бессознательное, некая тренировка памяти. Философ Аби Варбург считал, что память «использует несменную часть неотчуждаемого наследия, но, прежде всего, для его защиты, для того, чтобы в произведении искусства выявилась его индивидуальность, направленная на создание стиля».
Катерина Бодрунова работает с темой памяти, из архетипов русской культуры она создает новую художественную идентичность, существующую в условиях глобализации и соотносящуюся с устоявшимися моделями западного искусства. В ее фотографиях, словно «танцем под водой», или «маршем в никуда», по существу, воссоздается сюрреалистическая традиция живописи. Художница передает эмоции, но эмоции уже другие, изменившиеся из-за течения времени, ритма и стиля жизни. Ее творчество находится на границе между сном и реальностью, между «словами и вещами», как сказал бы Мишель Фуко.
[*] Paul Claudel, L’oeil écoute, 1946 / Поль Клодель, Глаз слушает
[†] Walter Benjamin, Das Kunstwerk im Zeitalter seiner technischen Reproduzierbarkeit, 1936 / Вальтер Беньямин, Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости
[‡] Roland Barthes, La chambre claire. Note sur la photographie, 1980
[§] Rosalind Krauss, Le Photographique, 1990
[**] Nicolas Bourriaud, Post Production. Le culture comme scénario: comment l’art reprogramme le monde contemporain, 2002
[††] Nicolas Bourriaud, PostProduction. Le culture comme scénario: comment l’art reprogramme le monde contemporain, 2002
[‡‡]Оригинальный текст Манифеста сюрреализма Бретона был продан на аукционе Christie's в Париже примерно за 500000 евро в 2008 году.
[§§]К подобной композиционной постановке Распятия прибегали многие художники, особенно здесь хотелось бы отметить картину Христос св. Иоанна на кресте Сальвадора Дали 1950-1952 гг.