Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

Флоренция. Год искусства во Флоренции. Программа выставок. 2012

Год Искусства во Флоренции 

В конце февраля 2012 г. Дирекция государственных музеев Флоренции представила программу самых значимых выставок, которые пройдут в музеях города в рамках проекта Флоренция Год искусства 2012, организованного уже в седьмой раз. В этом году особое внимание Дирекция флорентийских музеев уделила искусству экзотических культур и цивилизаций - от Японии до индейцев Северной Америки. Объединяющей темой этих выставок, по словам кураторов, стало осмысление этих далёких миров, так не похожих на классическую культуру Западной Европы. В то же время, Год искусства 2012 предоставляет возможность познакомиться с малоизвестными произведениями мастеров флорентийского Ренессанса из запасников таких, казалось бы, хорошо известных музеев, как Барджелло и Уффици.

В настоящее время Галерея Уффици заканчивает реставрацию помещений второго этажа, предназначенных для постоянной экспозиции. Для временных выставок галерея планирует отвести просторный зал, расположенный под Библиотекой Уффици. А пока, с 20 марта по 3 июня 2012 г., на одной из последних выставок в залах второго этажа Уффици покажет одну из жемчужин своего собрания, которая до сих пор остаётся закрытой для посещения – роскошные шпалеры, произведения фламандских и флорентийских ткачей из коллекции Медичи, которые по соображениям сохранности уже больше 25 лет находятся в запасниках. На этой весенней выставке Явление драгоценных тканей будет представлено 17 шпалер фламандских и флорентийских мануфактур XVI-XVII вв., происходящих из 8 различных серий. При этом, особое внимание кураторы уделят современным методам и технологиям их реставрации.

В отличие от произведений станковой живописи, шпалеры не могут экспонироваться постоянно: воздействие солнечного света, пыли и насекомых способствует быстрому выцветанию и порче драгоценной ткани, которая, к тому же, деформируется в результате натяжения, находясь, что называется, в подвешенном состоянии. Поэтому сегодня, как и несколько веков назад при Медичи, шпалеры хранят свёрнутыми в рулоны, чтобы максимально защитить их от негативных воздействий. Разворачивают их только по особым случаям, и до окончания работ по подготовке залов первого этажа Галереи, специально спроектированных для сменяющейся экспозиции из коллекции шпалер, все они будут оставаться в запасниках.

Следующим проектом Галереи Уффици станет выставка флорентийского искусства периода интернациональной готики, жизнеспособного стилистического направления, не потерявшего  свою силу и актуальность в начале XV века с постепенным развитием идей гуманизма и ростом интереса к античной культуре. Живопись в манере позднего Треченто ещё долгое время пользовалась особым спросом и высоко ценилась среди заказчиков и коллекционеров. На выставке Золотое сияние. Интернациональная готика во Флоренции 1375-1440, которая пройдёт с 19 июня по 4 ноября 2012 г., можно будет увидеть произведения целой плеяды художников, работавших в конце XIV в. – Аньоло Гадди, Спинелло Аретино, Герардо Старнина, Антонио Венециано, Лоренцо Монако, а также малоизвестные широкому кругу посетителей работы художников рубежа XIV-XV вв. – Мариотто ди Кристофано, Вентура ди Моро, Франческо д’Антонио, Арканджело ди Кола, Липпо д’Андреа, Джованни Тоскани. Кроме того, здесь будут представлены иллюстрированные рукописи, деревянная и мраморная скульптура из государственных и частных собраний Италии и музеев Европы. Особое место отведено Поклонению волхвов Джентиле да Фабриано и скульптурам Лоренцо Гиберти, из мастерской которого вышли почти все знаменитые художники и скульпторы эпохи Возрождения.

С 8 мая по 4 ноября в выставочных залах, а также в залах постоянной экспозиции Галереи Академии искусство крупнейших мастеров XX в. вступит в диалог с великой традицией прошлого, вдохновившей многих художников современности: их работы будут размещены на фоне полотен мастеров Ренессанса и скульптур Микеланджело в рамках проекта Искусство снова становится искусством. В название выставки кураторы вынесли меткую формулировку Лучано Фабро, прозвучавшую в цикле его лекций 1981-1997 гг. в музеях, академиях и университетах мира. Показ произведений Пабло Пикассо и Энди Уорхола, Фрэнсиса Бэкона и Марселя Дюшана, Лучано Фабро и Микеланджело Пистолетто, Энтони Гормли и Янниса Кунеллиса, и многих других будет сопровождаться встречами с художниками, фильмами, концертами и перформансами.

Летом, в Национальном Музее Барджелло пройдёт выставка ренессансной майолики, расписанной фигурами и сценами на исторические сюжеты, на которой посетители смогут познакомиться с богатейшей коллекцией керамики Медичи из собрания флорентийского музея, а также из музеев керамики и ведущих центров керамического производства Италии – Фаэнцы и Деруты, герцогства Урбино и Кафаджоло. Выставка под названием FABULAE PICTAE – Мифы и истории в майолике Ренессанса будет состоять из двух разделов: 1. темы классической мифологии и 2. эпизоды античной истории в керамике XVI в. Таким образом кураторы хотели подчеркнуть широту и многообразие форм зависимости майолики, расписанной сценами на исторические сюжеты, от прославленных живописных моделей  Ренессанса и известных трактатов по римской истории, издававшихся в это время. Мастера-керамисты всегда стремились приобретать медали, пластины, рисунки, бронзовые статуэтки и гравюры, которые затем буквально копировались или служили образцами для подражания. С XVI в. темы и сюжеты, растиражированные в этих видах искусства, всё больше проникают в майолику, которая начинает воспроизводить книжные иллюстрации из Ветхого и Нового Завета, «Метаморфоз» Овидия и «Римской Истории» Тита Ливия, а также рисунки Рафаэля и других знаменитых живописцев того времени. Особый акцент кураторы делают на иконографическом и литературном аспектах происхождения сюжетов расписной керамики – мифах, легендах, а также исторических хрониках. Выставка Барджелло позволит по-новому оценить смысловую и символическую насыщенность росписи кубков и ваз, подносов и блюд – предметов бытового назначения, выполненных по заказу учёных и образованных заказчиков эпохи Возрождения. Выставка продлится с 16 мая по 16 сентября 2012 г.

Со времён Медичи и их преемников Лорена в их коллекциях всегда наблюдалась некоторая эклектичность – кроме живописи большое внимание уделялось всевозможным редкостям, природным материалам и механизмам, а также произведениям декоративно-прикладного искусства экзотических стран и народов. В 2012 г. Палаццо Питти станет главным центром самых «экзотических» выставок года – из Японии и Северной Америки. Несмотря на трагедию Фукусимы, японская сторона продолжила подготовку совместных проектов с Дирекцией флорентийских музеев и 3 апреля открывает серию выставок под общим названием Япония страна волшебства, посвященных различным периодам её истории и искусства, а также культурным связям Италии и Японии на рубеже веков. Утончённые произведения традиционного японского декоративно-прикладного искусства и живописи, начиная с эпохи Эдо и заканчивая XIX в., будут выставлены в залах Музея Серебра в рамках проекта Линия и цвет. Япония, её искусство и встреча с Западом. Здесь можно будет проследить трехсотлетний период развития японской живописи, каллиграфии, скульптуры, лаков, керамики, тканей и изделий из металла. В Белом зале Палатинской Галереи будет развернута экспозиция современного дизайна страны восходящего солнца. Все экспонаты этой выставки Элегантность памяти. Эхо традиции в японском искусстве XX века были когда-то показаны на Выставке традиционного японского искусства (Nihon dentō kōgei ten), которая проводится в Японии с 1954 г. под эгидой Национальных Музеев Современного искусства городов Токио и Киото. В зале Фиорино Галереи нового искусства откроется третья выставка цикла под названием Японизмы. Очарование востока в искусстве Италии от Маккьяйоли до 1930-х годов, иллюстрирующая влияние восточной культуры на живопись флорентийских художников 1870-1930 гг. – Джованни Фаттори, Телемако Синьорини, Джузеппе Де Ниттиса и Мариано Фортуни. Выставка продлится до 1 июля.

Наконец, благодаря тесному сотрудничеству с музеем Томаса Джилкрис, г. Талса, штата Оклахома, в рамках года Веспуччи (500-летия со дня смерти великого мореплавателя) с 3 июля по 9 декабря 2012 г. в Галерее Костюма Палаццо Питти будут показаны произведения декоративно-прикладного искусства различных племён коренного населения Северной Америки, проживавших на территориях, где с XVII по XIX шло освоение Дикого Запада. Музей Джилкрис обладает одной из самых представительных коллекций искусства и предметов материальной культуры индейцев американского Запада. Основанный в 1949 г. Томасом Джилкрис, потомком индейцев маскоги племени криков, музей предоставил для флорентийской выставки свои уникальные экспонаты, рассказывающие о различных этапах колонизации Северной Америки, а также об укладе жизни коренных жителей континента. Предметы культа и повседневной жизни индейцев – сосуды, оружие, украшения и костюмы – сопровождаются картинами и скульптурой американских художников XVIII-XIX вв., и фотографиями Джозефа Генри Шарпа и Эдварда Кёртиса, этнографа, посвятившего свою жизнь изучению исчезающей цивилизации коренного населения Америки.

Марина Комарова



 

Иллюстрации:

Заключение мира между Флоренцией и Фьезоле

1564 г., Флоренция, мануфактура Медичи

По рисункам Федериго Сустриса

Шерстяные и шёлковые нити, 415 х 615 см.,

Флоренция, Галерея Уффици, коллекция шпалер из запасников музея.

 

Кацусика Хокусай

Пять красавиц

Живопись по шёлку, поздний период эпохи Эдо,

XIX в., 40,6 х 79,1 см.,

Музей Хосоми, Киото

 

Микеланджело Пистолетто

Святое собеседование (Sacra conversazione (Anselmo, Zorio, Penone),

1962-1974 гг, шёлкотрафаретная печать на полированной стали,

230 х 125 х 3 см., Биелла, Фонд Пистолетто

 

Бутыль фьяска, Геракл и кентавр Нессо

Урбино, мастерская Фонтана (?), ок. 1550 г.

Флоренция, Музей Барджелло

 

Мазолино да Паникале, Пьета, XV в.

Эмполи, Музей Колледжата Св. Андрея

 

Джозеф Генри Шарп,

Ночной вид лагеря племени кроу (Tepee o Tipis)

Холст, масло, 85,7 х 60 см.,

Музей Джилкрис, Тулса, Оклахома.