Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

 

Поиск

Объявления

Мастерская «Эржен» представляет творчество современных бурятских художников.

Своеобразие современного искусства Бурятии определяется, в первую очередь, присутствием в нем художественных традиций архаических культур и буддизма. Существуя подспудно в советское время, они словно цементировали, связывали в единое явление творчество нескольких поколений бурятских художников рефреном тем народных легенд, трудов и праздников, образов природы и животных, как части Колеса Сансары.

Выход традиций в актуальное пространство постсоветского искусства ознаменовался не сменой тем, а изменением техник и технологий искусства. Неожиданное и яркое событие в искусстве Бурятии – возрождение традиционной технологии литья из бронзы, которое отвечает как тенденции к высокой технологической оснащенности творческого процесса в современном искусстве, так и новому социальному заказу – художественному освоению частной пространственной среды. Благодаря этим процессам сформировались цельные творческие личности Гэсэра Зодбоева, Дмитрия Будажабэ, Зандана Дугарова, Евгения Болсобоева и других бурятских скульпторов.

Репрезентативность (явленность) и многозначная немота основного вида древнего культового искусства требуют от мастера тщательного отбора выразительных средств. Например, для каноничного языка буддийской пластики характерны не только символичные, условные поза и жесты фигур, но и спокойный геометризм входящих друг в друга сферических объемов. Подобно тому, как в высказывании ясность мысли зависит не от слов, а от их спряжения, в скульптуре ясность художественного выражения – результат качества проработки сопряжений, скоций смежных объемов. Другими словами, классически совершенные, завершенные формы огибают совершенные линии. Графическая четкость линий скульптуры должна присутствовать как на уровне замысла, так и технического исполнения. Отсюда высокие требования к материалу, мастерству литья и чеканки. Так возникает декоративность восточного искусства, которая присутствует во всех произведения выставки.

Способность восточного искусства в суггестивной, сжатой форме передать глубокое содержание основана на том, что найденное однажды решение приобретает силу закона – канона и повторяется из века в век. В традиционном искусстве существует разделение между мастерами, которые должны донести мысль, воспроизводя найденное решение, и единицами, которые могут придать форму мысли.

У современного художника нет амбиций и санкций на единственное для всех решение, впрочем, нет и заказа на него. Он сам формулирует задачу, и сам ищет ее решение. Возможно, так должно выглядеть честное искусство: без слащавости, без стилизации, без заигрывания со зрителем. Художники делают так, словно иначе они не могут. Они изображают близкие себе образы традиционной культуры и передают своеобразный и то же время общий для всех народов опыт первобытных верований, шаманской мистерии и религиозного культа. Отсюда эпичность, монументальность даже небольших по размеру вещей.

Итак, мастерская «Эржен» представляет красноярскому зрителю творчество современных бурятских мастеров, которое основано на традиции и обогащено опытом русского и мирового искусства. Универсальные знаки Зандана, реализм образов Гэсэра, декоративизм Дмитрия – разные грани целостного художественного явления, в котором сама техника литья – важный эстетический компонент.

На первый взгляд, характер графических работ Евгения Болсобоева противоположен скульптуре. Легкие взмахи кисти оставляют росчерки, в которых только угадываются очертания фигур шамана, животных. Доведение изображения до знака способом отсечения лишнего также придает монументальность, эпичность листам. Роднит скульптуру и графику лаконизм средств, с помощью которых художник достаточно подробно повествует о посвящении шамана от шаманской болезни до путешествия по трем мирам.

Лариса Николаева,

искусствовед

  • Плст_7
  • Плст_6
  • Плст_5
  • Плст_4
  • Плст_3
  • Плст_2
  • Плст_1