Из Германии с любовью.
Организация персональной выставки за границей для каждого художника – признак успешности. Произведения современных немецких художников Ульриха Вернера и Берндта Фрайберга, выставленные в залах художественного музея им. Ц. Сампилова, знакомят не только с искусством и культурой современной Германии, но и с целым направлением в мировом искусстве - абстракционизмом. Факт личной биографии становится актом культурного контакта. Кстати, мотив встречи немецкой и бурятской культур был основой программы пребывания гостей из Германии в Бурятии – на презентации выставки, на концерте в филармонии звучали бурятские инструменты и голоса и саксофон Иоахима Гиза.Интерес к жизненному пути художника отличается от провинциального или праздного интереса к деталям биографии звезд. Современное искусство, являясь частью биографии художника, рождается не по заказу, а по внутреннему «зову, призыву». Другими словами, искусство - это прежде всего сам человек, внешняя и внутренняя канва событий связаны теперь более тесно.
Ульрих Вернер и Берндт Фрайберг разным путем пришли в искусство, сформировались в разных кругах общения, до совместной выставки в Иркутске в 2007 г. вместе не выставлялись. Для данной выставки Берндт Фрайберг привез графические работы из серии, над которой работает уже несколько лет. Часть из этих работ уже была представлена на выставке в Иркутске. С прошлой выставки также присутствуют некоторые работы Ульриха Вернера небольшого формата на картоне и дереве. Для выставки в Улан-Удэ им созданы новые композиции на свитках из тонкой прозрачной бумаги. Инициатором и спонсором выставки выступило консульство Германии в России, расположенное в Новосибирске, в частности Мартина Клемент.
Ульрих Вернер (1949 г.р.) по специальности филолог, изучал русский язык, первым перевел на немецкий язык работы П. Флоренского «Иконостас», «Обратная перспектива», «Проблемы пространственности в изобразительном искусстве». Он занимался переводами, преподаванием, поздно женился, имеет троих детей, старшему 12 лет. Художественное образование получил в детстве, говорит, уже тогда писал абстрактные композиции. Среди значимых эпизодов художественной биографии Вернера была работа с натуры в Шотландии, дикие пейзажи которой привлекли его внимание. Выписывая детали рельефа скал, сосновых ветвей, он не только оттачивал мастерство линии, но и стремился ощутить свое родство с ними.
Вертикальные свитки без названия из тонкой прозрачной китайской бумаги пропитаны воском, прозрачным или окрашенным, с обратной стороны. Получается своего рода мембрана белого, черного, красного или желтого цвета, на которую нанесена частая сетка параллельных или пересекающихся под прямым углом линий. Мембрана может быть двухцветной, двухслойной, комбинировать полосы и слои. Эксперименты с фактурой дополняются легкой неровностью слоя окрашенного воска. И уже поверх этой сетки нанесены точки, короткие и длинные линии контрастного цвета. Эта довольно трудоемкая технология была им изобретена специально для выставки в Бурятии. Так легче транспортировать – свитками в тубусах. И они напоминают произведения китайской живописи тушью.
Знание теории искусства и философии, размышления и общение с широким кругом позволяют ему точно и ясно формулировать смысл своего искусства: «Я занимаюсь тем, что находится между тканью и узором». Картина может показать процесс появления и исчезновения формы, потому что находится между материей и формой. В подобной трактовке у картин появляется нечто иконическое, медитативное. Для абстрактного полотна в этом нет ничего необычного, в момент своего возникновения абстракция имела весьма ощутимые космологические претензии, отказ от изобразительности был вызван стремлением выразить невыразимое. Касаясь области невыразимого, Ульрих Вернер переходит на словарь понятий даосизма, дзен, но, на мой взгляд, можно вспомнить и одну из основных категорий немецкой классической философии – волю. Воля к форме – то, что позволяет свободно растекаться и сплавляться пятнам воска, и подчиняет железной дисциплине линейки мягкую пастель. И наоборот, безвольное движение руки с мелком оставляет след в виде спутанного клубка нитей. Возникает контраст воли и безволия, порядка и хаоса, вполне по-европейски, точнее по-гречески. Не случайно абстрактная живопись является самой классической из всех форм современного искусства. С древними греками и Востоком художника роднит и пантеистическое мироощущение. Но в то же время восточная созерцательность не для него. Деятельный характер претворился в перформансы, один из которых демонстрировался на выставке в видеозаписи: Ульрих Вернер в течение часа в присутствии гостей под абстрактную музыку своего друга Иоахима Гиза написал картину. Действие происходит в мастерской Вернера, расположенной в здании старой фабрики в центре Берлина. Вообще отвлеченный, неизобразительный характер музыкальных форм также помогает формулировать основные постулаты его искусства. Звуковые эксперименты композитора и исполнителя Гиза очень близки ему.
Берндт Фрайберг (1959 г.р.) относится к другому типу творчества, производит впечатление счастливого человека, возможно, так оно и есть. Он рисовал с детства, увлекался фотографией. Основной темой были городские пейзажи. Свободный художник с 1982 г., практически сразу после завершения образования программиста. Приехавшая с ним в Улан-Удэ жена Корнелия – успешный скульптор – монументалист, работает в мраморе. Их мастерские расположены также в здании старой фабрики, но в пригороде Берлина. 25-летняя дочь уже самостоятельна. Среди значимых событий его художественной биографии было участие в 1993 г. в «week shop» в Бенине. Программа «week shop» обычно включает в себя работу над новыми произведениями, навеянными страной пребывания, завершается выставкой. Здесь он познакомился с африканской религией вуду, т.к. художник, работавший вместе с ним, избрал символы вуду темой своих работ. Но сам Берндт выбрал темой абстрактные мотивы, навеянные работорговлей – место, где они остановились, было портом отправки кораблей с рабами в Америку. Оригинальным был материал – пигменты из местных глин, которые Берндт самостоятельно растирал и смешивал с клеящим составом. Таким образом, сам материал и его цвет символизировали страну. Говорят, работы пользовались успехом. Сейчас работает пастелью – практически чистым пигментом, используя ограниченную палитру. Вновь сеть, но цветная, плотная, кроющая, равномерно заполняющая собой всю поверхность листа, безразличная к внешним отношениям верха и низа. Возможно, в этом нет оригинальности, но есть непреложность классической ясности и простоты. Линии кажутся непроизвольными и хаотичными, но упорядоченность вносится амплитудой мелких движений. Фантастическим образом рождается ощущение света и воздуха.
Выставка построена по принципу дополнительности – способу организации контраста. Работы Ульриха Вернера и Берндта Фрайберга можно отнести к геометрической и живописной абстракции соответственно. Несмотря на все различия, в них много общего, например, монохромность, многослойность, хрупкость. Лаконизм изобразительных средств активизирует тактильные ощущения и звуковые ассоциации, каждый лист звенит или шуршит, звуки словно висят в воздухе и их можно потрогать.
Можно сказать, что интрига, как неотъемлемая часть первого знакомства, состоялась. Если сейчас многие зрители не успели познакомиться с художниками ближе, в следующий раз, на который очень надеются наши гости, их встретят как старых знакомых.
Лариса Николаева