Российская Академия Художеств
Ассоциация искусствоведов
Московское отделение ВТОО «Союз Художников России»
объявляют о проведении 22-23 сентября 2015 года научной конференции
«Среда, художник, время.
Монументальное искусство в координатах 2-й половины ХХ века»
2-я половина ХХ века ознаменовалась активным участием отечественного монументального искусства в художественном формировании постоянной среды обитания человека. Тема «среды» и «средового подхода», «средового сознания» зародилась в период освоения новой индустриальной архитектуры, когда город как единое произведение искусства окончательно исчез, лишившись подчиненности как политическому, так и эстетическому «общему смыслу». На смену последнему пришло искусства среды, как идеальной модели и проектной идеи, более всего причастной конкретному человеку. В такой ситуации художественно-архитектурные практики выполняли компенсаторную функцию, придавая содержательные смыслы, озвучивая, одухотворяя безликие объемы и пространства. В 1960 – 1980-е годы отечественное монументальное искусство, выйдя из сугубо профессиональной сферы на уровень общечеловеческих и общекультурных ценностей, перестало быть синтезом видов искусств и стало синтезом искусства с жизнью.
На сегодняшний день обширные материалы, связанный с деятельность художников-монументалистов 1960 – 1980-х годов остаются недостаточно изученными, особенно в сравнении с общей картиной художественной жизни. Цель данной конференции – по возможности воссоздать целостный образ одного из важнейших феноменов отечественного искусства 2-й половины ХХ века, а также интегрировать его в общемировую историю искусства новейшего времени.
К участию приглашаются искусствоведы, философы, культурологи, сотрудники музеев, художники, а также все заинтересованные в обсуждении заявленных тем.
Направления научной дискуссии:
- Пластический язык и технологическая специфика «нового монументализма» 1960 – 1980-х годов
- Идеология и «новый монументализм». Диалог искусства и власти
- Эстетические принципы монументального искусства «левого МОСХа»
- Журнал «Декоративное искусство» в 1970-80-е годы
- Выпускники Московского института прикладного и декоративного искусства (МИПИДИ), их судьбы в отечественном монументальном искусстве
- «Средовой подход» и «средовое видение» в искусстве 1960 – 1980-х годов
- Художник-монументалист и архитектура метро. Культурные сверхзадачи 2-й половины ХХ века
- Русский авангард и «новый монументализм» 1960 – 1980-х годов. Точки пересечения
- Проблема уничтожения и повреждения памятников монументального искусства 1960 – 1980-х годов.
По материалам конференции планируется издание сборника статей и материалов.
Заявки на участие и тезисы докладов (0,5 – 1 стр. или 1000-2000 знаков) просим присылать до 15 июня 2015 по адресам:
Ответственный секретарь конференции Епишин А.С.