Пресс-релиз
Праздники и чудаки. Живопись Елены Колат
Выставка при кураторской поддержке галереи «Г.О.С.Т.» посвящена живописному творчеству московского художника Елены Владимировны Колат, талантливого мастера кукол с мягкой мимикой. Выставка приурочена к 70-летию со дня рождения Е.В. Колат и сопровождается презентацией недавно вышедшей о ней книги.
Выставка проходит в галерейном центре «Артефакт» по адресу: ул. Пречистенка, 30/2
Открытие состоится 6 ноября в 18:00 по указанному адресу
Режим работы выставки: с 7 по 22 ноября ежедневно с 12:00 до 20:00, вход свободный
Тел.: 933 51 70 (доб. 118); 8 916 418 10 54; 8 905 778 01 47
Художник Елена Колат – натура решительная. В самом конце 1960-х она неожиданно и смело поменяла престижную должность старшего инженера в одном из московских НИИ на скромный удел сотрудника кукольных мастерских театра Образцова. Чуть позднее стала талантливым учеником реформатора отечественного кукольного искусства Екатерины Терентьевны Беклешовой (1898–1977), создателя крайне сложных в изготовлении кукол с мягкой мимикой. Довольно скоро Е.В. Колат сама превратилась в превосходного мастера мимирующих кукол, прообразами которых оказывались для нее и персонажи пушкинской сказки «О золотом петушке», и герои гоголевского «Ревизора», и даже позднее Высоцкий и Любимов.
Но упорную страсть к изобразительному искусству укрепило ее общение с Валерием Всеволодовичем Каптеревым (1900–1981), учеником Александра Васильевича Шевченко (1883–1948) и выпускником живописного отделения ВХУТЕИНа, одним из создателей в 1920-е годы общества «Цех живописцев» и членом объединения «Бытие». Однажды в кругу Каптерева Елена Колат познакомилась с Татьяной Александровной Шевченко (1911–1997), дочерью Александра Васильевича, в чьем лице обрела не только большого друга, но и главного живописного наставника.
Станковое творчество Колат начинается в 1987 году и на сегодняшний день насчитывает «стаж» чуть более двадцати лет. В нем сложно проследить заметную эволюцию, поскольку Елена Колат прежде всего чуткий мастер темы, возникающей на основе сложного преломления внешних и внутренних импульсов. Так, важное место отводит она теме театра и цирка, в которой заранее ожидаемому театру кукол принадлежит отнюдь не единственная роль. Умение передавать тончайшие пространственно-временные импульсы и вибрации присутствует у Елены Колат в живописных циклах «Города и сады», «Время и лица», «Ностальгия». Образующие их работы возникли в результате общения с различными городами, музеями, людьми. В них обретают новую жизнь герои старых семейных фотографий. Неспешно проходят силуэты друзей и знакомых: Веры Шалабаевой, известного исследователя творчества А.В. Шевченко; Бориса Шумяцкого, давнего директора Ассоциации искусствоведов; Татьяны Рыбаковой, жены и музы автора романа «Дети Арбата».
Нередко творческий темперамент художницы окрашен в мажорно смысловые и энергично цветовые интонации. Доказательством тому служат любимейшие темы Колат: «Ню и Нюшки», «Наша провинция». Их чуть наивная, но искренняя экспрессия слегка «успокаивается» в тематическом ряду произведений «Праздники и чудаки». В нем как будто на одной сцене, но с разными декорациями предстают самые любимые автором актеры своего собственного живописного театра, в котором обитают такие трогательно-комичные персонажи, как одинокая и очкастая чудачка Маша, щедро кормящая калачом стайки птиц на бульваре, или понурый и отчаявшийся поэт Пьеро, подбадриваемый обнявшей его исхудавшей музой.
Входя в общество создавшего их мастера, они невольно проговаривают непреложную истину о том, что только художники всех родов и профессий и есть в этом мире настоящие чудаки, легкомысленно дарующие нам необъяснимую прихоть своего вдохновения, заставляя безоговорочно согласиться со словами Владимира Маяковского: «Пусть серебро годов вызванивает уймою/ надеюсь верую вовеки не придет/ ко мне позорное благоразумие».
{joomplucat:7 limit=4}