Леняшин В.А.
Единица хранения. Русская живопись – опыт музейного истолкования. СПб: ООО «Арт-салон «Золотой век», 2014. – 440 с.: цв. ил.
В исследовании известного историка и теоретика искусства В.А. Леняшина предлагается новый взгляд на историю русской живописи от середины ХIХ века до сегодняшнего дня через призму музейной практики, объединяющей теоретическое искусствознание с хранительской и экспозиционной деятельностью. Оригинальность концепции, аналитическая строгость в сочетании со свободной манерой изложения делают книгу одинаково, но по-разному, интересной как для профессионалов, так и для всех любителей изобразительного искусства.
Фрагментарная «эссеистская» композиция книги, обращенной к истории отечественной живописи от Перова до сегодняшнего дня, обусловлена персоналистской диалогичностью исследовательского метода – автор участвовал в том, о чем он пишет. Много ли стоит знание, оторванное от того, кто его извлекает, приоткрывает, создает? Если в тебе нет того, что ты исследуешь, то скорее всего, ты исследуешь не то, что тебе кажется. Не воплощаясь полностью ни в одном из произведений, бродят одинокими кругами по расходящимся тропинкам бытия живописцы и их интеллектуальные сподвижники; те, кто уверен, что увиденное, запечатленное, истолкованное спасает и одухотворяет частицу мира, уменьшает его энтропию. Творчество выше искусства, выше антропоцентричной культуры, ориентированной на временны́е ценности, и творец обречен просто существовать, являясь и являя, обречен «быть живым и только» даже в самом неблагополучном жестоком мире, оставаясь его свободной частью, живущей по законам целостного существования. Искусство принадлежит музею.