Белоножкин А.Е. Санкт-Петербургский епархиальный архитектор А.П. Аплаксин. СПб.: Невский мир; Лики России, 2013. 384 с., ил.
В монографии впервые комплексно рассматриваются жизненный путь, архитектурное творчество, реставрационная и научно-просветительская деятельность гражданского инженера Андрея Петровича Аплаксина (1879 – 1931), мастера «неорусского стиля», в 1906 – 1917 гг. занимавшего должность архитектора Санкт-Петербургской епархии. Также в книге приводится детальный обзор историографии, списки построек и проектов, реставрационных работ, научных трудов и выступлений зодчего. Иллюстративный ряд издания включает не только проектные чертежи и фотографии произведений архитектора, но и материал, позволяющий провести сопоставления построек мастера с их аналогами и прототипами. Книга предназначена для искусствоведов, архитекторов, реставраторов и всех, интересующихся историей отечественной архитектуры.
При подготовке монографии использованы средства персональной стипендии АИС 2012 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Архимандрит Александр (Федоров). Предисловие.
Введение.
Глава 1. В зеркале науки и критики.
Глава 2. Архитектор и эпоха.
Глава 3. Мастер «неорусского стиля».
Творческое кредо.
Главная тема.
Глава 4. В различных жанрах.
Классические штудии.
Рядовые заказы. Проекты.
Глава 5. Во имя наследия.
Реставрация и реконструкция.
Охрана и просветительство.
Научные труды.
Заключение.
Принятые сокращения.
Примечания.
Приложение 1.
От публикатора.
Е.А. Аплаксина. Из воспоминаний об отце.
А.П. Аплаксин. Автобиография инженера Аплаксина Андрея Петровича.
Приложение 2. Родственники и потомки А.П. Аплаксина.
Приложение 3. Петербургские адреса А.П. Аплаксина.
Постройки и проекты А.П. Аплаксина.
Реставрационные работы, публичные выступления и печатные труды А.П. Аплаксина
Литература.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
ПРЕДИСЛОВИЕ
Архимандрит Александр (Федоров)
(председатель Санкт-Петербургской Епархиальной комиссии
по архитектурно-художественным вопросам)
Представляемое читателю издание содержит первую в отечественной истории архитектуры монографию, посвященную епархиальному архитектору. Труд кандидата искусствоведения Алексея Евгеньевича Белоножкина основан на его многогранной диссертационной работе, защищенной в 2006 году. Она была подготовлена в Институте имени И.Е. Репина Российской академии художеств, где автор преподает, совмещая это служение с научной работой и деятельностью ученого секретаря Епархиальной комиссии по архитектурно-художественным вопросам, связанной, в частности, с организацией нескольких замечательных историко-архитектурных конференций.
А.П. Аплаксин – последний петербургский епархиальный архитектор дореволюционного периода. Однако принадлежность данной должности – не единственное, что вызывает интерес. Этот мастер – автор множества, преимущественно церковных, построек, отражающих творческие поиски начала ХХ столетия. Под его руководством осуществлены реставрационные работы на таких исключительных памятниках отечественной храмовой архитектуры, как Сампсониевский и Казанский соборы в Петербурге.
Удачно выстроенный автором текст дает благоприятную возможность для рассмотрения и восприятия материала работы. Четко формулируются обоснование темы и методические основы исследования, указываются его источники. Первая глава посвящена историографии, вторая освещает этапы жизни А.П. Аплаксина на историко-культурном фоне эпохи, третья всецело связана с архитектурными трудами зодчего – его творческим взглядами, ранним и зрелым периодами профессиональной деятельности, четвертая глава содержит анализ реставрационных, общественных и научно-исследовательских трудов Аплаксина. Также приведены выводы о значении творчества и иных видов деятельности мастера, представляющего собой сложившийся тип епархиального архитектора. Весьма значим и составленный автором список работ зодчего.
Ценным видится открытие и введение в научный оборот значительного числа источников, как иконографических, так и письменных, некоторых произведений Аплаксина, фактов его жизни и творческой деятельности. Автор опирается на множество документов из государственных и частных собраний. Большой интерес представляет рассмотрение стилистических предпочтений мастера и оценка такого явления как «неорусский стиль». Здесь А.Е. Белоножкин приводит много точных и тонких суждений и замечаний, весьма полезных сегодня – во время не только стилистического хаоса, но и желания возродить отечественное храмовое зодчество. В связи с этим весьма значимым представляется вклад автора исследования в изучение круга обязанностей и характера деятельности епархиального архитектора – должности, которая могла бы быть возрождена в будущем.
Обширная и интересная работа, безусловно, будет с большой радостью воспринята научным сообществом, практикующими архитекторами и самым широким кругом читателей, небезразличных к отечественной архитектуре.