Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

Александра Струкова. Ленинградская пейзажная школа. 1930-1940-е годы. М.: «Галарт», 2011


Книга посвящена ленинградской пейзажной школе – яркому явлению в отечественном искусстве 1930 – 1940-х годов. Это название объединяет ряд художников, чье творчество сложилось и достигло своего расцвета в городе на Неве. Среди мастеров Ленинградской пейзажной школы – А.С. Ведерников, В.А. Гринберг, Н.Д. Емельянов, Б.Н. Ермолаев, А.Е. Карев, Н.Ф. Лапшин, В.В. Пакулин, А.Ф. Пахомов, А.П. Почтенный, В.Н. и А.Н. Прошкины, А.И. Русаков, Г.Н. Траугот, Н.А. Тырса, А.А. Успенский, Я.М. Шур. Они работали преимущественно в пейзажном жанре, избрав своей темой, в первую очередь, Ленинград, но, не ограничиваясь изображением только этого города. Творчество пейзажистов по своим стилистическим особенностям, кругу избранных тем, методу работы имело много общих черт, позволяющих говорить о данном явлении как об особой школе. Художники поддерживали между собой профессиональные и дружеские связи, осознавали принадлежность к единому сообществу. Их искусство обнаруживает черты многочисленных взаимных влияний.
Ленинградская школа представлена в контексте развития советского и западноевропейского искусства. Отдельные главы посвящены крупнейшим представителям школы.
К исследованию привлечены малоизвестные произведения из государственных собраний Петербурга, Москвы и ряда других городов России, из частных коллекций И.И. Галеева, Р.Д. Бабичева, Ю.М. Носова, В.Г. Иванюка, А.И. Мамлиной, а также большое количество архивных материалов, часть которых впервые публикуется в данном издании.
Автор монографии – Александра Струкова, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания в Москве, исследователь живописи, графики, сценографии советского периода.
Ленинградская пейзажная школа. 1930-1940-е годы
Опубликовано на портале "Новый вернисаж"
http://www.newvernisage.ru/news/news/leningrad_school_of_landscape_1930_1940_ies/
16 Июля 2011
Издательство МКСХ «Галарт» выпустило книгу «Ленинградская пейзажная школа. 1930-1940-е годы». Ее автор Александра Ивановна Струкова, рецензенты - доктор искусствоведения А. И. Морозов, доктор искусствоведения Г. Г. Поспелов, доктор искусствоведения А. А. Русакова.
Книга посвящена так называемой ленинградской пейзажной школе, объединяющей ряд художников, чье творчество сложилось и достигло своего расцвета в Ленинграде. Это А. Е. Караев, А. С. Ведерников, В. А. Гринберг, Н. Д. Емельянов, Б. Н. Ермолаев, Н. Ф. Лапшин, В. В. Пакулин, А. Ф. Пахомов, А. П. Почтенный, В. Н. Прошкин, А. Н. Прошкин, А. И. Русаков, Г. Н. Траугот, Н. А. Тырса, А. А. Успенский, Я. М. Шур, - предшественники и учителя наших художников-шестидесятников.
Все они работали преимущественно в пейзажном жанре, избрав своей темой Ленинград, но не ограничиваясь изображением только этого города. Творчество пейзажистов по своим стилистическим особенностям, кругу избранных тем, методу работы имело много общих черт, позволяющих говорить о данном явлении как об особой школе.
Художники поддерживали между собой профессиональные и дружеские связи, осознавали принадлежность к единому сообществу. Их искусство обнаруживает черты взаимных влияний.
Еще в 1930-х годах критики признавали своеобразие ленинградской пейзажной школы, однако по-разному оценивали их работы. Так, известный критик Ю. Бродский относился к холстам Гринберга, Лапшина и других мастеров этого круга как к произведениям подготовительным, самостоятельная ценность которых относительна.
Такого же мнения придерживались и многие другие критики, как в тот период, так и в последующие годы. В их понимании широта живописного приема, принципиальное использование «быстрого письма» оставались признаком подготовительной стадии работы над картиной - стадии эскизов и этюдов. Однако высказывались и другие, противоположные мнения.
Книга А. С. Струковой содержит такие главы, как «Ленинградская пейзажная школа: "предполагаемые обстоятельства", истоки, черты»; «Владимир Гринберг - пейзажист. Произведения 1910 - начала 1940-х годов»; «Николай Лапшин и Александр Ведерников»; «Николай Тырса и Алексей Успенский»; «Пейзаж в творчестве мастеров "Круга художников"», а также многочисленные архивные материалы - воспоминания, стенограммы, отчеты.
Книга содержит иллюстрации живописных и графических работ, а также фотографии того периода из архивов коллекционеров и семей художников. Она снабжена хорошим справочным аппаратом - примечаниями, списками литературы и др.
Это издание осуществлено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ). При небольшом тираже - всего 1000 экземпляров, - и безусловном интересе к творчеству вышеперечисленных художников книга имеет шанс через довольно короткое время стать библиографической редкостью.