Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

 

Поиск

Объявления

Содержание материала

УДК 730.023 (470.57)

© Елена Александровна ПАРШИКОВА
старший научный сотрудник Художественной галереи им. И.И. Шишкина Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника,аспирант Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН РТ(г. Елабуга)
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

К ВОПРОСУ ОБ ЭТНИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЯХ
В ЭСТАМПЕ ТАТАРСТАНА (1960-1980-е гг.)
Начиная с 1960-х годов, в изобразительном искусстве Татарстана наряду с живописью плодотворно развивается графика. Это связано с появлением в Казани молодых творческих сил – выпускников художественных вузов страны, продолжателей традиций ведущих школ графики: прибалтийской, украинской, московской и ленинградской; а также с закономерными тенденциями развития советского изобразительного искусства. В 1960-1970-е годы одной из таких характерных особенностей, как живописи, так и графики, является обращение к народным традициям, фольклору. Ряд художников Татарстана в своем творчестве обращаются к национальным традициям татарского и русского народа, и лишь единицы последовательно развивают эту тему в эстампе.  
Одним из ярких представителей графического искусства Татарстана второй половины ХХ века является Хазиахметов Тавиль Гиниатович. Освоив в Ленинградском институте им. И. Е. Репина разные графические техники и способы печати, Хазиахметов отдает предпочтение гравюре на дереве. Художник является ее единственным мастером в Татарстане, одним из немногих, кто в гравюре отражал поиски своеобразия национального стиля. Взяв за основу сюжеты по мотивам татарских пословиц, поговорок и «озорных» сказок для серии «Слово народа правдиво» (1969), художник вырабатывает стилистику, близкую лубку. Графические листы представляют собой уравновешенную композицию за счет противопоставления героев – представителей разных социальных слоев. Черно-белые контрасты фигур, четкая линия штриха, заполняющая фон, естественный рисунок структуры доски создают декоративность листа. Дополняет ее рисунок рамки, украшенный элементами национального орнамента: геометрическими мотивами ромба, креста, солярных и астральных знаков, какие использовались для украшения оконных наличников, оград и ворот [Червонная 1987, с. 242]. Приемы народного искусства – плоскостное изображение, условность, нарочито используемая угловатость линий рисунка, театральность жестов – стилизуют изображение героев до характерного национального и гротескного типажа. В листах серии «Слово народа правдиво» органично переплетаются традиции русского народного искусства в виде лубочной основы и татарского народного искусства.
Эстамп «Танец татарских девушек» (1969) продолжает национальную линию развития гравюры. Легкость движений прекрасных девушек, их летящие длинные платья, узорочье головных уборов и обуви говорят о ярко выраженной национально-поэтической окраске гравюры. Художник отходит от иллюстративности, опирается на метод плоскостного решения композиции, обобщения изображаемого материала. Богатая декоративная проработка рисунка несет в себе яркую символическую окраску, раскрывает характерные признаки народного татарского искусства.
Изящный рисунок мастера отличает серия гравюр по мотивам поэмы «Кыйсса-и Йосыф» Кол Гали («Сказание о Юсуфе», 1971). Изначально созданные как иллюстрации для книги, но не изданные, они приобрели  значение станковых композиций. Цветная суперобложка (оттиск, раскрашенный акварелью), изображает Юсуфа и Зулейху в центре листа, в обрамлении растительного орнамента, олицетворяющего райский сад. Восточная изысканность шрифта обложки дополняет миниатюрные заставки к главам, оформленные вокруг элементами также растительного орнамента.
Хазиахметов активно занимается иллюстрированием художественной продукции Таткнигоиздата. В технике обрезной гравюры на дереве сделаны иллюстрации для детской книги «Мыраубай батыр» Н. Исанбета («Приключения кота-батыра», 1976). Ее герои – люди  и животные одеты в национальный костюм, что отражает стремление художника придать книге национальный колорит.
Графический талант Ситдикова Эмиля Гарифовича (окончил Казанское художественное училище) наиболее полно проявился в тематическом эстампе. По сей день Ситдиков остается одним из немногих виртуозов-графиков, имеющих высочайшую культуру штриха в гравюре. Несомненным достижением художника является серия «Люди Кзыл-Байрака» (1965-1969), выполненная в технике линогравюры. В тщательно продуманных композициях, рассказывающих о жизни деревенских жителей, выдержан единый, эмоциональный строй. Статичная замкнутая композиция каждого листа построена на сюжетной основе. Все внимание художник сосредотачивает на  изображенных героях, чему в немалой степени способствует белый фон листа. Лаконично решается изображение деталей, характеризующих место действия. В работах Ситдикова чувствуется «<…> стремление к воплощению в графике народного этического и эстетического идеала, идеала душевной красоты и нравственной силы <…>» [Червонная 1984, с. 282-283].
В эстампах «Колхозные ветераны» (1965), «Счастливая» (1967), «Полдень» (1967), «Влюбленные» (1968), «Житейский разговор» (1969) каждый образ решен индивидуально. Мастерски вылеплены штрихом формы, проработаны детали национальной одежды. Вместе с тем, все листы серии несут в себе решение национального типажа, образа, который с наибольшей полнотой раскрывает замысел художника.
Народные традиции в книжной графике активно развивает Колмогорцева Ирина Константиновна (окончила Украинский полиграфический институт им. И. Федорова). В 1960-е годы у художницы складывается индивидуальная манера, для которой характерно упрощение формы, орнаментальное решение плоскости, декоративная подача цвета, – черты во многом обусловленные увлечением народным искусством, лубком, детским рисунком [Улемнова 2001, с. 77].
Перечисленными качествами обладают иллюстрации, сделанные в технике цветной линогравюры, для татарской сказки «Гульчечек» (1967). Они прекрасно передают национальный колорит за счет этнической окраски образов. Колмогорцева не раз обращалась к творчеству Г. Тукая, иллюстрируя его сказки и басни в технике офорта. Обложка книги «М?с?лл?р» («Басни», 1982) украшена орнаментальными заставками в духе традиций оформления древних восточных книг. Шрифт заголовка стилизован в авторской интерпретации.
В станковом листе «Детство поэта Г. Тукая» (1989, автолитография) Габдулла показан ребенком. Вокруг него – лес, река. В их живую ткань вплетаются изображения шурале, водяной, лесных птиц, пролетающих гусей. Композиция раскрывает душевный мир ребенка, наполненный поэзией родной природы, ее сказочными героями. Образы Шурале и Водяной обогатили детское мировосприятие Габдуллы Тукая и выросли, благодаря его поэзии, до известных символов татарского фольклора.
Художница вписывает яркую страницу в иконографию Казани. В большую и значительную, офортную серию «Казань» (1970-е) входят архитектурные виды города: новостройки, уютные дворики, виды Кремля, православные храмы и мусульманские мечети. Используя не более двух красок, художница умело придает графическим композициям декоративность. Серию отличает тонко прочувствованная условность натурного материала.
Графиком, имеющим за плечами не один десяток творческих лет, по праву является Мавровская Магдалина Константиновна (окончила Казанский техникум искусств в 1934 г.). Все творчество Мавровской, основанное на реалистическом восприятии действительности, пронизано народными формами художественного сознания. Освоив офорт, художница выполняет несколько графических серий, связанных с образом родного города. Среди них следует отметить «Башни Казанского Кремля» (1976-1978) и  «Казань в недалеком прошлом» (1987-1989). Серия «Башни Казанского Кремля» - классическая тема для казанских художников. Историческая связь времен, масштабность кремлевских построек, их органическая связь с ландшафтом не оставляют равнодушной художницу. Листы серии «Казань в недалеком прошлом» воскрешают позабытые названия исчезнувших уголков столицы. Пейзажные композиции с жанровым мотивом отличаются простотой и занимательностью.
Тематический эстамп и книжная печатная  графика в творчестве рассматриваемых художников Татарстана отражают этнические традиции и фольклорную основу изобразительного материала.

Список литературы:

1.    Улемнова, О.Л. Палитра зрелого мастера / О.Л. Улемнова // Казань. – 2001. – № 7. – С. 75-79.
2.    Червонная, С.М. Искусство Татарии / С.М. Червонная. – М.: Искусство, 1987. – 345 с.
3.    Червонная, С.М. Художники Советской Татарии / С.М. Червонная. – Казань: Таткнигоиздат, 1984. – 450 с.


E.A. Parshikova
ETHNIC TRADITIONS IN GRAPHICS OF TATARSTAN (1960-1980)

The article introduces the ethnic traditions in the art graphic of Tatarstan  artists during the period of 1960-1980. We consider the theme printmaking and book printing illustration in the work of leading graphic artists: T. Haziahmetov, E. Sitdikov, I. Kolmogortseva, M. Mavrovskaya.