Пресс-релиз
Персональная выставка
Юрия Злотникова
15 июля – 25 августа
ул. Куйбышева, 92.
Открытие 15 июля, 18:00
ул. Куйбышева, 92, 2-й этаж,
залы постоянной экспозиции «Русский авангард»
Самарский художественный музей представляет первую в истории Самары персональную выставку выдающегося российского абстракциониста, классика послевоенного неофициального искусства Юрия Злотникова (Москва).
«Моими друзьями были не художники, а математики, философы, кибернетики, психофизиологии. Для меня искусство – прежде всего исследование. Миссия художника, миссия искусства предполагает постижение человеческого потенциала – некой созидательной потенции, которая заложена в человеке. Все пейзажи, которые мы пишем, все композиции – всё это, в первую очередь, человек.
Человек – божественное создание».
Юрий Злотников
С именем Юрия Савельевича Злотникова связан целый этап развития российского искусства второй половины ХХ века. В ситуации культурной катастрофы, вызванной десятилетиями тоталитаризма, когда современное искусство потеряло весь энергетический заряд авангарда, именно творчество Злотникова явилось мостиком, связавшим художественные поиски послевоенного времени с достижениями русской культуры первой четверти века.
Творчество Злотникова было оппозицией не только «правому» крылу советского искусства, от официоза до разрешенного «молодежного» сюрреализма, но и »левому», нонконформистскому лагерю — как поколению «шестидесятников», так и более позднему московскому концептуализму. Художник преобразовал жизнестроительный импульс модернизма, у которого на всем протяжении советской истории не находилось широкого адресата. И сегодня, когда в актуальном российском искусстве вновь поднимается вопрос о формальном языке изображения, роль творческих достижений Злотникова трудно переоценить. Пространство, форма, цвет, движение, ритм – таковы центральные темы художника, за каждой из которых стоят вопросы широкого философского и естественно-научного плана.
«Злотников воспринимал русский авангард не как закончившуюся эпоху, по которой возможны только ностальгия или ирония, а как еще вполне актуальную модель для продолжения поисков. Его первая и самая известная серия работ — создававшаяся в 1957-62 годах «Сигнальная система» — наверное, самое значительное явление русского послевоенного абстракционизма. По набившему оскомину разделению оттепельных интеллектуалов Злотников скорее физик, чем лирик. Его «сигналы» — полосы, пятна, точки и множества на белом холсте — были попыткой научного исследования самого строения живописи, ее воздействия, основополагающих реакций зрителя на микроскопические единицы искусства. В этом смысле ранний Злотников, несмотря на свой отчетливый минимализм, из великих абстракционистов ближе всего к размашистому Кандинскому. Однако если Кандинский скорее шел от живописи к подобию науки, со Злотниковым было наоборот. «Сигнальная система» — художественное продолжение разлитых в воздухе советских шестидесятых увлечений психофизиологией и кибернетикой, можно их увязать и с появившейся вскоре семиотикой» («Ъ-Weekend»).
«При всем интересе к техническим достижениям цивилизации и к научным проблемам, Злотников подходит к ним как художник, опирающийся прежде всего на творческую интуицию. А это означает, что перед нами не только исследователь закономерностей окружающего мироздания, но созидатель собственного космоса. <...> Пространство доминирует здесь над формой и цветом. <...> всюду можно видеть, как штрихи и формы парят в удивительно энергетически активном пространстве, занимающем все паузы и промежутки между линиями каждой композиции и диктующем их направление. Приверженность приоритету пространства над объемом и всякой формой, и об этом можно говорить уверенно – удел художников, которым внятны универсальные, общечеловеческие, глобальные проблемы» (Андрей Толстой).
«Его искусство, как и его суждения об искусстве, лишены восторженного придыхания и даже примеси мистического, часто фальшивого, восторга. То есть абстракция — это весьма конкретная вещь; как Злотников говорит, рентген для интеллектуальных способностей, вернее — способностей не включать интеллект, где не след» (Константин Агунович, «Афиша»).
В экспозицию вошло около сорока работ мастера разных лет. Она состоит из трех разделов, отражающих различные стороны эстетического и этического кругозора художника: «Движение, ритм», «Человек», «Природа».
Генеральный партнер проекта
Самарский областной художественный музей
г. Самара, ул. Куйбышева, 92.
Время работы с 10.00-17.30, четверг – 13:00 – 21:00
выходной - вторник
Телефон для справок: 332-33-09, 332-05-64
www.artmus.ru
страница вконтакте - http://vk.com/id127103664
страница на facebook - www.facebook.com/artmus.ru