ПАМЯТЬ О ДОМЕ
29 января 2009 года в Выставочном зале Смоленского музея-заповедника открыта совместная юбилейнаяя выставка Вячеслава Федоровича и Веры Евгеньевны Самариных, народного и заслуженного художников Российской Федерации, посвященная 70-летию Вячеслава и 35-летию творческой деятельности Веры Самариных. Экспозиция, названная «Мы эхо друг друга…» являет собой образец гармоничного переплетения двух ярких индивидуальностей, разных по почерку, но единых во взгляде на мир. Это счастливый альянс двух единомышленников, представляющих замечательный союз и в жизни, и в творчестве. Основная тема их творчества – человек, как мера всех вещей, и такие вечные понятия, как добро, вера, любовь, память о близких и о доме. Поколение, к которому принадлежат художники Самарины, всегда придавало огромное значение гражданскому звучанию своих произведений. Ровесники художника и сам он были знакомы с непростой жизнью: детьми пережили войну, послевоенные лишения, слышали воспоминания фронтовиков.
Средоточием экспозиции стал триптих «Эхо». Он так расположен в центре зала, что его горизонталь, пересекаясь с высокой вертикалью подкупольного пространства, в плане составляет крест, что производит непередаваемое впечатление. Пронзителен взгляд светлых глаз рядового Мухина. Взгляд его исполнен суровой требовательности. Сын стоит посреди избы, как бы возвращенный в нее невероятным усилием материнской воли и любви. Его присутствие в доме одновременно и реально, и фантастично. Человек находится в привычной домашней обстановке: печка с горящими дровами, рядом железная заслонка, широкие половицы, в руке банка с молоком. Но расплывающееся красное пятно на груди, синеватая бледность лица, цепенеющие тяжелые руки, почти металлическая на ощупь рубаха и какая –то звенящая тишина превращают его на глазах потрясенного зрителя в памятник-символ миллионам погибших солдат. Тень за спиной Мухина – силуэтный портрет самого автора, «переболевшего» созданным им образом. Банка с молоком воспринимается как символ жизни. Рядовой Мухин любил земную жизнь, и он не мог уйти, не попрощавшись с домом, матерью, деревней – своей страной березового ситца. Кроны высоких стройных деревьев где-то берегут его покой.
Персонажи обретают дополнительные грани в окружении выразительных работ из графических серий Веры Евгеньевны Самариной: «Память о войне» с пожелтевшими солдатскими фотографиями, «Православные праздники», «Хлеб», где рядом с куличом - поминальный стакан. Воистину, «…нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…». Об этой убедительности, содержательности, искренности в искусстве всегда говорил Борис Михайлович Неменский, наставник Вячеслава и Веры Самариных в студенческие годы. Он не забыл своих учеников, приехав на открытие выставки.
Тема семьи, близких родных людей – одна из мощных смысловых доминант настоящей экспозиции и всего творчества Самариных. Она с огромной полнотой и любовью воплощена в картине «Мои». Мои - это и сын, и жена, и любимые верные собаки, при этом всех персонажей объединяет общее ожидательно- нежное выражение. Это и вещи, сделанные своими руками и от этого приобретшие еще большую ценность: удобная деревянная скамья на березовых ножках, лоскутный затейливый ковер на стене. На фоне простого домашнего счастья еще острее и драматичнее воспринимаются образы складня «Храм»: запущенная церковь или, вернее, то, что от нее осталось, стоящая рядом фигурка инвалида на костылях, страстотерпица Васильевна, старик в темной рубахе с лицом, изборожденным морщинами, напоминающими корни старого дерева. Руины храма выглядят как немое свидетельство трагичной истории и судьбы России. Но изображение ослепительной тройной радуги с летящими на ее фоне белыми птицами обещает надежду на что-то лучшее. А воспринять лучшее невозможно без потрясений и тяжких испытаний. Это еще одно подтверждение мудрого высказывания о том, что жизнь человеческая - есть короткая разлука с Вечностью. И вот эту жизнь-разлуку желательно бы прожить праведно и « умно» как говорил герой Василия Шукшина.
Лидия Мельникова