Музей «Духовные сокровища Украины»
Памятник архитектуры XVIII века, построенный по проекту Ф.-Б. Растрелли.
В самом центре Киева, возле Андреевского извоза, где когда-то как гласит легенда, апостол Андрей Первозванный обратился к жителям древнего города со словами Святого Письма, находится Музей «Духовные сокровища Украины» - единственный в Украине частный музей украинской иконы (ул. Десятынная, 12).
Традицию коллекционирования и меценатства начали в Киеве на рубеже XIX – XX веков промышленники Ханенки, которые собирали произведения мастеров западноевропейского искусства и миллионеры Терещенки, благодаря стараниям которых в Киеве существует музей русского искусства.
В начале XXI века эту традицию продолжил Игорь Понамарчук – известный киевский меценат и предприниматель. На протяжении многих лет он собирал, тем самым спасал приговорённые к гибели во времена атеизма украинские иконы. Ещё тогда у него и созрела идея образования музея.В светлых просторных залах с новейшим оборудованием размещается свыше 300 произведений украинских иконописцев. Их география – практически все уголки Украины - от Волыни до Слобожанщины. Необыкновенно широк хронологический (конец XV – начало XX века) и сюжетный диапазон – свыше 100 иконографических сюжетов.
С широко распространёнными «Деисус», «Спас», «Рождество», здесь представлены и редкие сюжеты «Лоретская Богоматерь», «Христос Плотник», «Богородица-Семистрельная», а также иконы, выполненные под влиянием католической церкви.
Вдохновителем украинских иконописцев на протяжении многих веков выступала Киево-Печерская Лавра. Границы Украины в давние времена были открыты как на Восток, так и Запад, благодаря этому в украинской иконописи соединились византийские и католические, ренессансные и барочные тенденции…
Эпоха Возрождения отразилась в иконописи Украины 16-17 веков. В искусстве этого периода царят идеалы гармонии и красоты. Персонажи Священной истории выглядят героически. Их большеформатные фигуры излучают духовную и физическую силу. Момент страданий, всегда обязательный в средневековье уходит на второй план. Свет равномерно распределяется по всей поверхности изображения. В украшении используется декоративный мотив из драгоценных камней.
В барочных иконах 18 века предпочтение отдаётся динамике. Подвижные позы, контрастные светотеневые моделировки, импульсивные вспышки света образовывают атмосферу напряжения. В барочных изображениях угадываются некоторые черты средневековой иконы времён Феофана Грека, Андрея Рублёва, Андрея Русина – резкие высветления, так называемые «пробелы», или «движки», которые ассоциируются с энергией Божественного света.
Стилистика украинской иконы менялась в соответствии с эволюцией европейского искусства. Важно, что доминирующим на протяжении веков у неё осталось традиционное для Украины цветовое трезвучие с его неизменной символикой, где синий обозначает христианскую любовь и прощение, красный – страдание, золото - рай, «седьмое небо», где никогда не заходит солнце.
Одной из самых характерных признаков и особенностей украинской иконы является органическая связь с народным искусством и культурою. Это мажорное цветовое звучание, ковровая орнаментика, дух щедрости и простодушия.
В иконах наивного стиля преобладают фольклорные черты. Их авторы, не всегда технически совершенны, мимолётом нарушали каноны профессионального мастерства. Горячо веря в величие и могущество Христа, изображали его больших размеров, чем других персонажей. Исходя из народных представлений о Божьей Матери, святых, ангелов, придавали им черты человечности, доброты, непосредственности, одежду трактовали в духе украинских вышивок. Некоторые иконы звонкими цветами изысканным рисунком напоминают великодные писанки.
Эти иконы составляют отдельный раздел коллекции Игоря Понамарчука и являются предметом особенной симпатии коллекционера и сотрудников музея.
Икона – одна из самых высоких проявлений человеческой духовности.
Как мировое художественное явление, русскую икону открыли в начале 20 века. Ею восхищались Анри Матис, К.Петров-Водкин, Н.Гончарова, икона вдохновляла в творчестве К.Малевича, Д.Бурлюка, А.Богомазова, М.Бойчука и его многочисленных учеников.
Сейчас в мире наблюдается возрастание интереса к украинской иконе. В разных странах издаются альбомы и публикуются исследования, успешно проходят выставки. Несомненно, коллекция этого музея – это значимый и весомый пласт в истории украинской иконописи.
В залах музея представлена коллекция икон Украины.
В одном из залов музея, на пятом этаже представлено также искусство всемирно известной украинской народной художницы из села Болотня на Киевщине Марии Примаченко (1908-1997).Увидев произведения Примаченко на выставке народного искусства в Париже, великий Пабло Пикассо произнёс: «Прекрасные картины гениальной женщины!»
Художница изображает крестьянский патриархальный мир. В ярких, как радуга картинах, среди чистых, будто промытых дождём красок ходят опрятные девушки и немного хвастовитые юноши, скачут куда-то гордые всадники. Сказочные фантастические чудовища, птицы и животные с человеческим лицом иногда внимательно, иногда грозно и устрашающе смотрят на нас. А вокруг синее небо, яркое желто-горячее солнце, изумрудная зелень, темная ночь…
Всё это написано щедро, от души как это изображают дети или взрослые с душой ребёнка.
Палитра Примаченко сияет всей цветовой шкалой росписей белостенных мазанок и свадебных сундуков, подчёркивая народные истоки её искусства.
В экспозиции представлено 50 лучших произведений из коллекции музея.
Выставка работ Марии Примаченко.
В музее высокопрофессиональными искусствоведами – Ириной Емельяновой Горбачевой- директором этого музея, Еленой Владимировной Харченко и другими сотрудниками проводятся ознакомительные и тематические экскурсии. В залах музея постоянно действуют персональные выставки художников.
Елена Владимировна Харченко искусствовед музея «Духовные сокровища Украины» с 2005 года, автор статей и научных публикаций по вопросам музейной педагогики, истории музейного дела, искусствоведения, мастер декоративной росписи, член Национального союза мастеров народного искусства Украины.
Сейчас, в залах музея проходит персональная выставка «Между пространством и временем» Галины Григорьевой. Художница родилась в Киеве в 1933 году, образование: Киевский художественный институт, 1959. Участник многих престижных выставок в Украине и за рубежом.
Живопись, рисунок, акварель. Вот как характеризует своё творчество Галина: «В своих работах я показываю прошлое и современность в пространстве и времени. Я это делаю, обращаясь к классическим темам мастеров прошлого. Моя цель – показать совершенство природы и красоту женщины».
Таким образом, посетители музея смогут познакомиться с национальными культурными богатствами, как прошлого, так и современной национальной культуры Украины, обогатив тем самым свой духовный мир и получить душевное спокойствие.23.07.07, (фото автора).