Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

Выставка Ольга Булгакова. Александр Ситников. Живопись. Объекты. ГТГ.

ПРЕСС – РЕЛИЗ

Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ | Федеральное агентство

по культуре и кинематографии | Государственная Третьяковская галерея |

Kolodzei Art Foundation, США

представляют выставку

 

ОЛЬГА БУЛГАКОВА

АЛЕКСАНДР СИТНИКОВ

Живопись. Объекты

 

Пресс-показ – 1 ноября в 14.00

Вернисаж – 1 ноября в 16.00

Выставка открыта со 2 по 25 ноября 2007

Крымский Вал, 10, залы 80–82

 

Третьяковская галерея продолжает представлять творчество наиболее ярких художников-семидесятников. На этот раз музей демонстрирует произведения ключевых фигур этого поколения, знаменитых московских живописцев – Ольги Булгаковой и Александра Ситникова. Они взошли на художественную сцену в годы глухой стагнации в обществе и культуре, но смогли расшевелить, заинтересовать аудиторию, создавая работы, полные тонкого интеллектуализма, особой поэтики, разрабатывая авторские мифологии, далекие от доминирующего соцреализма. Их картины («Молодые художники» (1976), «Театр. Актриса М.Неелова» (1976) О.Булгаковой, «Студентки» (1972) А.Ситникова и др.) интриговали критику и публику, олицетворяли приход свежих идей, новых тенденций в искусство, а позднее были признаны классикой отечественной живописи. Наряду с единомышленниками (Т.Назаренко, Н.Нестеровой), Булгакова и Ситников отвечали ожиданиям современников, обновляя тематику картины, возвращая живописи вытесненную в советском искусстве ее сущностную природную способность говорить со зрителем на языке пластических понятий, метафор, аллюзий и ассоциаций.

Каждый из художников обладает неповторимой индивидуальностью. Вместе с тем, творчество супружеской пары – пример деликатного взаимовлияния и взаимообогащения и, одновременно, свидетельство общности мироощущения поколения семидесятых.

Проект в Третьяковской галерее объединяет две персональные выставки, размещенные в одном экспозиционном пространстве. Это первые крупные ретроспективы художников. Представлено свыше 100 произведений – около 50-ти полотен Булгаковой и 50-ти картин и объектов Ситникова из собрания Третьяковской галереи, «Kolodzei Art Foundation» (США) и других частных коллекций. Хронологически рамки проекта охватывают период с 1963 (А.Ситников, «Пространство любви») по 2007 год. Демонстрируя характерные работы основных этапов творчества каждого из живописцев, проект показывает их искусство в развитии.

О.Булгакова окончила Московский государственный художественный институт им.Сурикова в 1975, в 1976 была принята в члены Союза художников, начала выставляться с 1972 года. Ее работы 70-х – 80-х годов отличает театральное мировосприятие. Одна из главных серий этого периода посвящена Н.В.Гоголю. Через литературу и судьбу писателя Булгакова разрабатывала миф об Артисте, о драме творческой личности. Темы творчества и превращения стали главными в сериях портретов художников («Художники», 1980–1981) и «Женщины и натюрморт». В этот период Булгакову увлекает процесс сюжетного построение композиций. Она вовлекает зрителя в игру, включая в ткань изображения иносказательность, визуальные коды, загадки и цитаты. В 1990-х в искусстве Булгаковой сложносочиненная драматургия сюжета, литературная составляющая произведений отступают на второй план (серия «Женщины и натюрморт»). Первостепенную значимость приобретают тон, цвет, пятно, пластика изображения. Подобный ход художественного мышления привел Булгакову к абстракции с геометрическими элементами (серия «Архаизмы», 2004). Три темы – «Ностальгия», «Псалом», «Гравитация» – демонстрируют обращение к области беспредметного, к онтологическим и изобразительным архетипам. Глубина и многозначность образов по-прежнему важны художнице, но теперь ей значительно интересней решение формальных задач (серии «Ангелы», 2006, «Имена», 2006). Для нее стал актуален сам процесс перевоплощения белизны загрунтованного холста в звучную и активную цветовую субстанцию. На выставке впервые представлены полотна из серии «Матриархат» (2007) и самого нового цикла – «Библейские эскизы» (2007). В искусстве Булгаковой, несмотря на стилистические и пластические трансформации, неизменным остается высокое интеллектуальное и духовное напряжение полотен, а также филигранное ремесленное воплощение замыслов, демонстрирующее высокое профессиональное мастерство.

А.Ситников окончил графический факультет МГХИ им.Сурикова в 1972, в 1975 был принят в члены СХ, начал выставляться с 1967. Его ранние наивно-романтические (по определению автора) «озорные арабески и идеограммы» 1960-х годов («Кассандра» (1966), «Цыганка» (1966), «Парень и Афродита» и др.), где в качестве пластического первоисточника угадываются народное африканское искусство, впервые предстанут перед московской публикой только сейчас, на выставке в Третьяковской галерее. Впервые художник публично выступил в 1970-годы – с тонкими, эстетскими и символистскими картинами из серии «Красивые девушки» (1972). В образах миражей и снов он представлял «эстетически окрашенный мир-Аркадию» (А.Боровский). Дистанцируясь от действительности, Ситников создавал индивидуальные мифы. Его произведениям были присущи метафоричность, метафизическое исследование воображаемого мира. К концу 70-х нарастали драматизм и напряжение работ Ситникова, поэтическая идиллия вытеснялась мотивами театрализованного социального гротеска («Слепые, глухонемые» из серии «Demos», 1979, 1980). В многолетней серии «Инстинкты» (1980–1990), где в качестве персонажей выступают животные (бык, волк), проявлено мощное ощущение витальности, цветущей и самодостаточной силы. В ассоциативный ряд работ вовлечены мифологические образы крито-микенской культуры и испанской живописи. В середине 1980-х Ситников обратился к теме творчества, и если у Булгаковой эта тема связана с русской литературой, то Ситников визуализирует музыку. В экспрессионистических работах («Концерт №1» (1981–2000) «А.Шнитке» (2000) и др.) ломаные, энергичные и нервные ритмы, пересекающиеся геометрические плоскости передают атональную, полную диссонансов и додекафонии музыку гениальных композиторов XX века – Д.Шостаковича и А.Шнитке. В серии объемных конструкций «Родная речь» (2000–2006), рефлексируя на темы русского авангарда начала XX века, Ситников играет с геометрическими знаками-символами цивилизации, используя крест, квадрат, треугольник, звезду Давида, серп и молот, изображая их лаконичными, активными цветами. Цель Ситникова – не деконструкция советских мифологем, а дистанцирование от советского, отстранение и перевод этих понятий и символов в декоративную плоскость. На выставке представлены также работы серий «Пиктроглифы» (2000–2006), «Риторика» (2000–2006).

Искусство Ситникова отличают постоянные стилистические поиски, радикальный отказ от ранее найденных пластических формул для воплощения новых смыслов.

В 2007 году О.Булгакова и А.Ситников избраны членами-корреспондентами Российской академии художеств.

К ретроспективам художников изданы каталоги, включающие статьи искусствоведов А.Боровского, Н.Колодзей, А.Рожина, Барбары М.Тиманн (Фонд П. и И.Людвиг, Германия), художницы Н.Ситниковой, а также биографии и другие справочные материалы.

 

Аккредитация в пресс-службе ГТГ:

тел.: 957- 07-92, тел./факс: 953- 33-75;

е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.