С 4 по 29 сентября в музее-усадьбе «Кусково» в рамках масштабного выставочного проекта «Территория керамики» проходила выставка
«Смыслообразование. Керамика Юрия Новикова»
Юрий Михайлович Новиков (1946–2018) – художник сильного чувства и глубокой мысли. Новаторское и самобытное искусство Ю. Новикова всегда оставалось глубоко национальным: он был верен традициям высокого реализма и духовности искусства. Сам художник говорил, что для него керамика – это возможность воплощения размышлений о жизни, о Вселенной, о себе. Свой многогранный талант Юрий Новиков проявил в разных сферах культуры и искусства, в области реставрации, общественной, педагогической и проектной деятельности.
Но главным всегда было творчество. Художник применял в керамике приёмы сочетания живописи и пластики, увлекался цветом, использовал богатую палитру эмалей и глазурей собственного приготовления. Мастер импровизации, он часто писал с листа, без предварительных эскизов, постоянно расширяя жанровые границы росписи, работал с разными керамическими материалами.
Свой творческий путь Юрий Новиков начинает в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В. И. Мухиной (ныне СПГХПА им. А. Л. Штиглица), которое заканчивает в 1975 г. по специальности художественная керамика и стекло. Его преподавателями были В.Ф. Марков, К.М. Митрофанов, В.С. Васильковский, А.И. Миклашевский, М.Э. Гизе, О.А. Иванова, П.П. Литвинский, а практику он проходил на Ленинградском фарфоровом заводе под руководством А.А. Лепорской – ученицы К.С. Малевича. Знакомство со знаменитым «архивом Лепорской» оказало влияние на формирование его авторского почерка, в котором прослеживается влияние супрематизма.
Глубокие и разносторонние знания, постоянная практика сделали Юрия Новикова в полном смысле слова свободным художником. Уже студентом он открыл собственную независимую мастерскую с полным производственным циклом. С тех пор собственная мастерская – ленинградская, а позднее московская и сочинская – стала обязательной составляющей творческого процесса и визитной карточкой мастера. Именно самостоятельная студийная работа открывала перед ним возможность постоянных технологических и художественных экспериментов.
За свою жизнь Юрий Новиков много путешествовал по стране и миру, не раз менял место жительства – Ленинград, Москва, Сочи. Смена обстановки задавала новый темп, обогащала зрительный ряд, способствовала расширению взглядов и интересов, что отражалось на тематике произведений, совершенствовании технологий, эволюции авторского стиля. Поэтому не случайно сформировалась традиция разделять творчество Юрия Новикова на три этапа – ленинградский (до 1984), московский (1984–1996) и сочинский (1997–2018).
В ленинградский период Юрий Новиков почти сразу вырабатывает собственную узнаваемую манеру воплощения темы Санкт-Петербурга, своего родного города, создавая присущие только ему формы и сюжеты. Он показывал его через призму архитектуры, литературных и художественных ассоциаций. Петербург Ю. Новикова наполнен жизнью, которую художник изучает на протяжении долгого времени. В произведения этого цикла он вкладывает и личное восприятие города, и богатейшие знания о нем, делая образ Северной столицы многоликим и одновременно целостным, узнаваемым. Автор не столько отражает окружающую жизнь, сколько создаёт новую, особую реальность, в которой есть философская глубина. Трансформируясь и видоизменяясь, тема Петербурга становится сквозной и воспринимается как культурный код Мастера, который оставался с ним даже вдали от родного города. В этом цикле можно выделить серии работ «Дворы моего детства», «Петербургские сновидения», «Петербург Пушкина и Достоевского».
В московском периоде ярко выделяется серия анималистической скульптуры – корова, лошадь, бык – с живописными сюжетами русского пейзажа, которые являются своеобразными символами России и при этом отсылают к детским впечатлениям художника. Фигуры пронизаны ощущением полной гармонии. Их позы полны спокойствия и умиротворения, что усиливается органично вписанными в форму пейзажами тихой российской глубинки, которую Юрий Новиков узнал еще в юные годы, когда проводил каникулы в деревне Ступново Вологодской области. Воспоминания об этом времени трансформировались в серию «Русский Север» по сказам Б. Шергина.
Идеи, затронутые художником в произведениях ленинградского и московского периодов, имели дальнейшее развитие в более поздних работах сочинского периода. Здесь художник разрабатывал новые сюжеты, колористические решения и приёмы.
Юрий Новиков – участник более 100 международных и всесоюзных выставок. В советское время он в том числе выполнял крупные государственные заказы такие, как воссоздание уникальных изразцовых печей XVIII века в Большом дворце в Петергофе, декоративные панно и изразцовые камины для зарубежных и отечественных правительственных объектов в Вашингтоне, Вене, Мадриде, Нью-Йорке, Хельсинки, участвовал в создании общественных интерьеров.
На выставке были представлены наиболее важные произведения огромного и разнопланового творческого наследия художника, которые отражают его уникальный стиль, отличающийся уравновешенностью формы, особым пластическим характером, упорядоченностью всех элементов. Излюбленными формами художника были многофигурные составные композиции, изразцовые камины и печи, монументально-декоративные панно, вазы, скульптура, блюда, пласты, миниатюры и изогнутые поверхности с вписанными в них живописно-изобразительными композициями.
Выставка работ Ю. Новикова показала возможности керамики как «высокого искусства», способного выражать сложные философские смыслы и концептуальные идеи.
Текст: Н.И. Барсукова,
доктор искусствоведения, профессор, член АИС